Перейти к содержимому
Главная страница

Максим Румянцев про ветер из-за угла

RMR_Lubavich_s

И что там, за углом?

Анализ Максима Румянцева после заседания Клуба директоров цифровых типографий

Максим Румянцев, директор типографии «Любавич»

Подуло из-за угла. Я бы даже назвал это сквозняком. Расшифрую мысль ниже, а пока преамбула. В марте в конференц-зале «Любавича» прошло заседание Клуба директоров цифровых типографии СПб. Не в первый раз. Надеюсь, и не последний. Клубу — 5 лет, но собирается он не регулярно. Но это заседание отличалось от предыдущих. Это отметили и на месте, и позже, в многочисленных отзывах в соцсетях.

История Клуба

Когда-то всё началось с инициативы съездить в командировку. Например, по обмену опытом в Финляндию. А заодно поболтать, познакомиться ближе друг с другом. Нас было 11 руководителей цифровых типографий. Организовались, заказали микроавтобус, договорились с финнами, купили ящик водки и поехали. По прибытию, в первый вечер, собрались в гостинице в одном из номеров и стали, в качестве разминки для мозга, придумывать название Клубу.

Под алкоголь, шутки и общий гогот не смогли выдать ничего лучше, чем «Скопище Богов». Несколько нескромно, но тогда нам это понравилось. И кто-то сразу предложил в качестве Зевса выбрать профессора Александра Васильевича Иванова. В самом мозговом штурме Александр Васильевич не участвовал, но на следующее утро против нового звания возражать не стал. «Скопище Богов» не прижилось, а вот «Зевс» остался. С тех пор профессор Иванов собирает активистов «цифровой полиграфии» для обмена мнениями. Я предложил в качестве места проведения конференц-зал в нашей типографии (благо имеем опыт проведения семинаров «Принт-академии», а зал, в основном, пустует).

Поэтому я как бы числюсь вторым номером в Клубе. Пончики и кофе-брейки обеспечивает кто-то из поставщиков – мы их называем спонсорами заседания. В 2015 году мы опять Клубом съездили в Финляндию. Тогда уже нашёлся поставщик, который частично дотировал поездку, — фирма Canon. И Клуб стал «набирать обороты».

И вот захотелось побывать в какой-нибудь другой стране (а в Латвию приглашает местная Ассоциация полиграфистов для обмена опытом), а заодно и обсудить накопившееся. Поэтому Зевс созвал вот это мартовское, 2017 года, заседание Клуба. Фирма «ЯМ Интернешнл» помогла с кофе-брейком, за что ей огромное спасибо.

Перед аналитической частью ещё хочется сделать такую зарисовку. Заседание назначили на 18-00. Офисные сотрудники типографии «Любавич» в это время уходили с работы. Они не были в курсе, что у нас собирается какое-то заседание. И вдруг на нашу парковку повалили в изобилии какие-то чёрные джипы и лексусы. Сотрудники решили, что будет сниматься фильм про бандитов из 90-х.

На следующее утро я объяснял, то это приезжали директора цифровых типографий. Это такие типографии, которые работают на маленьких печатных машинках и с форматом, и со скоростью в 4 раза меньше, чем у нас в офсете…

Первые предвестники сквозняка

Кроме самих директоров питерских цифровых типографий на этом заседании было и много гостей: представители фирм-поставщиков, директора офсетных типографий СПб, а также гости из Москвы. Если присутствие первых никого не удивило, то появление вторых — это уже достойно осмысления. Это уже признак того сквозняка. А москвичи… они всегда интересуются нашими посиделками. Мы не против. Им у себя собрать свою отраслевую тусовку никак не получается.

Нам, питерским цифровикам, повезло, что в наших рядах есть такой «мозг партии» как Анри Аркадьевич Мелуа (руководитель группы типографий МФИН). Мало того что он создал типографию-лидера в цифровой полиграфии города, но он ещё профессионально интересуется и анализирует тенденции в отрасли. Его мысли и выступления всегда интересны. В этот раз он ещё жёстче, чем в прошлый раз оценил будущее маленьких принт-салонов. Они будут гибнуть стадами. Середнячкам есть шанс в специализации. А наращивать мышцы и прибыли будут крупные. Первый признак империализма в действии! В скобках отмечу, что некоторое время назад среди аналитиков было мнение, что мелкие игроки за счёт возможности снижения накладных расходов, увеличения времени работы самих работодателей «ощетинились и уцепились всеми конечностями» за свой рынок, а вот средним типографиям как раз было хуже всего… Но вот сейчас Анри высказал другую гипотезу, подкрепив её цифрами.

Кривая объёмов цифровой печати идёт вверх — единственный сегмент в информационной полиграфии, который растёт. Хотя в целом полиграфия – сдает позиции. И лучше всего это характеризует ситуация на рынке труда. Если несколько лет назад в городских рекрутинговых газетах был отдельный раздел для нашей отрасли, то сейчас вакансии и предложения надо выискивать в разделе «Прочие специальности». И вентилятором того «сквозняка из-за угла», который рефреном проходит по моему посту, была мысль, что цифровая полиграфия растёт за счёт… офсетных тиражей. Заказчики:
· снижают тиражность своих рекламных материалов, экономя на затратах,
· дробят тиражи, став умнее,
· хотят получить заказ быстро, расслабившись от предложенного сервиса.

Сопротивление офсета своей судьбе

Новое рождается в борьбе со старым, а старое – сопротивляется новому. Как антитезис первому докладчику было выступление Григория Гольдмана (руководитель «Фаст-принт»). Хотя он ещё «числится» в списках Клуба цифровиков как директор цифровой типографии, но по факту его предприятие уже «зачехлила» цифровую машину и сфокусировалось (с достижениями достойными зависти) на теме web-to-print в офсете. Сборные тиражи — это мощный ответ «офсета» «цифре». «Сборники» появились как приём снижения себестоимости в конце века, но своего расцвета достигли не так давно. Получается, что 1000 листовок можно в офсете напечатать в те же деньги, что 200 экземпляров на цифре. А «ФастПринт», развив бешеную производительность, уже готов печатать 200 экземпляров и на офсете.

Думаю, что два фактора создали некоторый барьер для триумфального шествия тонерной печати. Это именно эти сборники и «жадность» поставщиков расходных материалов для цифровых машин. Под «жадностью» я подразумеваю высокую премиальную наценку поставщиков на тонеры (или чернила для струйников), которая объективно вызвана затратами на НИОКР, но и не падает из-за слабости конкуренции на этом рынке. Пока стоимость клика не снизится, цифровые типографии будут отжимать рынок от офсетных медленно и силами только крупных игроков (см. тезисы Анри Мелуа). Но рано или поздно появится «штрейкбрехер», который будет продавать тонеры с нормальной маржой. Наверное, «штрейкбрехер» всплывет под китайским флагом, но это неважно. И остальным поставщикам придётся снижать цену. Когда-то такая история уже произошла на рынке офсетных красок, недавно — на рынке пластин для СtР. Вот тогда офсетчикам и придется туго.

А когда мы дойдём до этого поворота за угол? Неизвестно. Но известно, что «угроза сильнее исполнения». И поэтому директорам офсетных типографий неуютно, лучше бы послушать темы, которые обсуждают цифровики… Когда-то, в 2006 году, я сам, испугавшись закона, что «всё, что должно быть оцифровано, будет оцифровано, и полиграфия не исключение», срочно приобрёл цифровую печатную машину и учредил в составе холдинга цифровую типографию «Циферблат». То решение никак не отменило моих планов по развитию офсета. И не было сакральным предвидением. Может, тогда это было просто реакцией на фобию? Офсет уже как 10 лет не сдаётся по вышеизложенным причинам. Но крутиться «в теме» — всегда спокойнее. И сейчас офсетные типографии одна за другой спешат тем же маршрутом, покупая цифровые машины различной мощности.

Струйники как фактор для новых фобий
Следующие выступления были от поставщиков: Влад Кузнецов (фирма YAM International) и Олег Васильев (фирма Canon). И оба выступающих, каждый со своей колокольни, стали давить на психику тем, что вот-вот струйная технология «задушит» все другие. И вроде это похоже на правдоподобие.

Вот машина Komori Impremia IS29, которую рекламировал Влад, построена на упрощённой механике офсетной Komori. Только там офсетные цилиндры заменены струйной системой печати. Сейчас она для покупателя — в цену пятикрасочной офсетной машины, а скорость печати её в 3 раза меньше. Значит, она годится только для маленьких, как говорят офсетчики, «постыдных» тиражей. Но! Вместо 5 секций здесь одна, вместо сложных самонакладов и приёмок — здесь упрощенные. Двигатель — гораздо менее мощный, вес — меньше. Рано или поздно (по логике из предыдущей части) цена на такую машину упадёт в разы. И стоимость чернил для «струи» тоже упадёт. И это уже намек на бессонные ночи!

Олег Васильев предсказал точную дату, когда струйные машины завоюют рынок. Но её я даже не буду здесь озвучивать — уж слишком в прошлом поставщики много чего прогнозировали, а потом жизнь расставляла другие акценты. Но на темечко-то давит! Сквозняк!!! Закройте окна! И вот уже слышны «движения в зале» – некоторые наши типографии уже всерьёз присматриваются к новой технологии, обсуждают условия поставок.

Полиграфия – это судьба
Бальзамом на душу была «ария московского гостя» — Арсена Манукяна. Известный человек в российской полиграфии, он несколько лет назад продал свой бизнес. Но вот, спустя время, решился вернуться в отрасль. На мой провокационный вопрос: «Что ж ты вернулся, если уже смог вырваться из «болота» этой сжимающейся полиграфии?» он ответил, что у него ещё есть идеи, которые надо реализовать. Все в зале сделали утешительный для себя выдох. Мол, полиграфия — это «до пенсии»: мы здесь работаем не ради денег, а ради искусства! Мы — не одиноки! отсюда так просто не уйти и рыпаться не надо!

Александр Васильевич Иванов предложил собравшимся обсудить создание единого полиграфического портала для привлечения заказчиков для членов Клуба. Пока эта идея встретила настороженность. Но мысль была запущена.
Само заседание Клуба хоть и проходило по заранее составленному регламенту, но атмосфера была далека от семинарской. Скорее — это был раскрепощённый разговор, с уместным троллингом и обменом тезисов. Но главное — у всего собрания был какой-то невидимый нерв! Косвенно это подтвердили фирмы-поставщики, четверо из которых по окончанию мероприятия предложили стать спонсорами следующих заседаний Клуба.

У нас в городе работает Союз полиграфистов, где в основном собираются директора офсетных типографий. Он существует уже 17 лет и регулярно проводит собрания. Но возникла крамольная мысль: не исключено, что центр тяжести дискурсной части нашей отраслевой жизни перетянет Клуб цифровиков. Уж больно мощно подуло из-за угла: всем же интересно — а что там, за углом?! А заглянуть придётся: полиграфия — это же судьба!