Перейти к содержимому
Главная страница

«ПринтЭксперт» от первого лица

penov_s

На конференции по автоматизации цифровых типографий мы познакомились с разработчиком АСУП «Принт-Эксперт» Сергеем Пеновым, и поскольку я уже был наслышан о его системе от Марселя Шарифуллина, то по завершении задал разработчику несколько вопросов.

— Пару слов о том, как всё начиналось. Какие стояли задачи тогда и насколько отличается программа от той, что была, сейчас?
— Дело было в 2006 году. У меня уже был опыт работы по созданию корпоративных систем, наработанная техническая база для реализации сложных проектов. Идея заняться разработкой программного обеспечения для типографий практически одновременно пришла двоим, никак не связанным между собой, людям. Их я знал по «Апострофу».

К сожалению, на одном направлении не срослось, а вот на втором получилось договориться. Марсель Шарифуллин предложил руководству типографии «Вивастар», братьям Земляных, заняться разработкой системы управления. Сперва был получен отказ. Но в скором времени на должность коммерческого директора в типографию пришёл Юрий Кожухов (тоже из «Апострофа»). Поскольку он уже знал эффективность использования подобных систем автоматизации, видел, как это можно применить в условиях типографии, мы довольно быстро запустили проект в работу.

Первоначальной задачей было уйти от использования Excel как системы диспетчеризации, он на тот момент уже очень сильно тормозил и ограничивал развитие типографии (не позволял работать одновременно разным сотрудникам, давал возможность менять данные задним числом и т. п.). Параллельно необходимо было разработать систему расчётов заказов, чтобы менеджер мог моментально называть заказчику стоимость продукции. На тот момент определение стоимости занимало от 15 минут и выше, а в конце дня менеджеры вообще отказывались считать, сообщая заказчику, что стоимость будет озвучена на следующий день.

Этот этап был довольно сложным. Я опробовал несколько вариантов, пока нашёл удовлетворяющий всем условиям. С тех пор этот принцип в ядре не изменился.
В течение 12 лет происходит только наращивание возможностей, добавились возможности интеграции, существенно выросла производительность системы. Но типография «Вивастар» все эти годы работает в той самой первой версии, которая её полностью удовлетворяет. Что интересно, в рабочем окне их менеджеров до сих пор отображаются все заказы, принятые за 12 лет, что ничуть не мешает им создавать новые заказы, быстро сортировать, фильтровать или посмотреть детали любого из них. Менеджеры видят подробнейшую историю контактов по любому клиенту и могут легко пустить в повторную работу заказ, принятый много лет назад.

Примерно за полгода была создана работающая программа и запущена в эксплуатацию. Эффект превзошёл тогда все ожидания. Оборот типографии практически удвоился, видимо, в силу того, что существенно выросло количество расчётов и конверсия их в заказы. Качество диспетчеризации выросло. Удалось заметно сократить расходы бумаги на приладку. Сократился штат с одновременным сокращением ошибок производства.

Юрий Кожухов получил возможность в программе регулировать коммерческую составляющую. За счёт увеличения цен на непрофильные заказы уменьшил количество низкомаржинальных работ, а за счёт уменьшения цен на профильные увеличил количество высокомаржинальных заказов.

В итоге за несколько лет сменился профиль типографии, ушёл ручной труд, было закуплено автоматизированное специализированное оборудование, и она стала высокоэффективной
в финансовом отношении.

С момента разработки все созданные тогда функции работают до сих пор, никаких штатных сотрудников типографии для поддержки АСУП не предусмотрено. «Вивастар» прошла на ней от двух машин А2 до текущих трёх А1 и продолжает развиваться. Если они захотят, мы быстро дооснастим их программу связью с интернет-сайтом, почтой и другими современными атрибутами АСУП.

— Верно ли, что весь код вы пишите один?
— Да, ядро сделал я. Какие-то элементы были куплены в виде готовых библиотек.

— Что с пресловутым веб ту принтом?
— У нас есть модуль интеграции (я его так назвал), который позволяет решать, в том числе, и задачи вывода расчётов на сайты. Сами сайты разрабатываются подрядчиками типографий. На данный момент технология используется в трёх типографиях: Типография ВШЭ, Новороссийская типография и «Вишнёвый Пирог». Причём «Вишнёвый Пирог» использует три разные web2print-платформы (PixelPark на сайте поглощённой «Студии 52», Lemonprint и собственную разработку на 24print.ru), каждая из которых тесно интегрирована с АСУП «ПринтЭксперт». Сайты были реализованы разными командами, и мы уверены, что сумеем связать любой web2print-проект с нашей АСУП. Думаю, это хороший критерий успешности разработки. Но сайтом это не ограничивается, есть интеграция с 1С, есть автоматизированная загрузка заказов от партнёров типографии, минуя менеджеров.

Загрузка заказов — это когда партнёр типографии из своей системы загружает в онлайне заказы в систему типографии. Допустим, есть организация, которой регулярно требуется некий продукт, который может производить типография. Раньше при появлении потребности сотрудник партнёра отправлял менеджеру типографии по почте сообщение «сделайте нам ещё 10 штук». Менеджер запускал в работу этот очередной заказ, но на это тратилось лишнее время.

А смысл партнёрства в том, что заказы размещаются регулярно, но по низкой стоимости, и получается типографии это очень накладно. Теперь же всего этого взаимодействия не происходит. Когда партнёру требуется очередная партия продукта (даже если всего 1 штука), он в своей системе нажимает на кнопку и всё это происходит моментально.

В «ПринтЭксперт» приходит команда сделать заказ на столько-то штук. Заказ создаётся и отправляется в производство. Обе стороны практически не теряют рабочее время сотрудников на это взаимодействие. И у типографии появляется возможность масштабировать это решение, подключая произвольное количество партнёров. Можно таким образом взаимовыгодно «подружить» типографии разного профиля, единственное условие: наличие схожей АСУП и модуля интеграции между ними.

Помните, Мелуа рассказывал про тайминги на заказы, которые заходят через менеджеров и автоматизированно? Цена вопроса очень разная.
Например, в «Вишнёвом пироге» так загружаются заказы из «Пикселпарка» и нескольких других партнёров. Динамика развития типографии «Вишнёвый пирог», всего за год удвоившей свой оборот и поглотившей уже четыре других предприятия, говорит сама за себя.

При необходимости можно интегрировать сторонние CRM-решения, кассовые аппараты и многое другое. А для себя я решил, что непосредственно сайтами заниматься не буду.

Наша программа позволяет менеджеру выполнять все свои задачи, не покидая её, в том числе выставление счетов и документов на отгрузку. В программу 1С созданные документы попадают автоматически через модуль интеграции, далее в 1С из банк-клиента загружаются оплаты, разносятся по счетам, и после этого оплаты автоматически выгружаются в нашу программу.

Возможности бухгалтерского модуля нашей программы значительно шире 1С, можно выставлять несколько счетов по одному заказу или, наоборот, несколько заказов отражать в одном счёте, меняя названия, учитывая маркетинговые составляющие и по разному комбинируя состав счетов. Это позволяет руководителю типографии в любой момент видеть истинное положение взаиморасчётов с клиентами и принимать решения об очередных его заказах.

— А что скажете про Armex?
— О, про 1С я могу говорить часами. Я реализовал проекты управленческих систем на платформе 1С в HGS, «Варианте», «Ланите», APT Distribution, в данное время занимаюсь поддержкой учётной системы на 1С в российском представительстве Flint group. То есть я немного понимаю, что есть 1С и что оно может.
Всё это довольно крупные организации, но поскольку я прекрасно понимал возможности платформы, я был уверен, что систему для типографии сделать хорошо не получится в силу специфических технических ограничений. Называть их не буду, поскольку отчасти речь идёт о ноу-хау нашего проекта.

В итоге, имея всё необходимое для реализации проекта под покровительством бренда 1С, я выбрал непростой путь делать «самописную программу на коленке», как некоторые это называют. По факту любая программа является самописной, только у кого-то получилось добиться результата, а у кого-то нет. Сейчас же, как правило, под самописной подразумевают провальный проект.

С выходом 8-й версии 1С возможности платформы увеличились, и чисто теоретически проект можно реализовать, но в любом случае там не будет той скорости работы программы, которая есть у нас.

Практика мои теоретизирования подтверждает. Получить полный комплекс, закрывающий все потребности типографии, насколько мне известно, никому не удалось. Это и медленная работа, и избыточный персонал по ведению данных и сопровождению. Это программисты 1С в штате (а мы все знаем, сколько это стоит сейчас). Это радости выхода новых версий без поддержки старых и тем самым принудительное обновление со всеми вытекающими.

Подводя итоги про конкурентов, я бы хотел добавить немного позитива: я признателен им за то, что помогают распахивать поляну и неудачными или практически бесконечными по срокам внедрения инсталляциями пропагандируют наш продукт.

— Почему бы не реализовать систему так, чтобы можно было работать полностью через веб, в облаке?
— На момент начала проекта выбор был очень небольшой, и с тех пор накоплен значительный объём исходного кода, портировать который в другие системы разработки очень затратно, а может быть, и не реально. Также работа в браузере не даст тех сервисов, которые есть в нашем клиенте, и опять же скорость работы. Есть технические решения, которые вполне снимают территориальные ограничения и позволяют работать с программой в любом месте, где есть интернет.
Так, у нас есть автоматическая отправка данных по почте, в Telegram. Например, директор может получать каждое утро отчёт по типографии в заданных разрезах в почту или Telegram, а при каких-то событиях в системе получать уведомления.

— Расскажите немного о сайте типографии ВШЭ.
— Сайт ВШЭ — это система w2p, разработанная нами с нуля буквально в течение месяца. Так как это типография некоммерческая, можно сказать, что на ней происходила обкатка возможности интеграции «ПринтЭксперт». За год без всякой раскрутки этот сайт принёс несколько тысяч заказов от студентов ВШЭ. Это показатель прибыльность проекта, хотя, если честно, результаты не особо значимые. Cкоро другие наши клиенты запустят в работу аналогичные порталы по сбору заказов через интернет. У ВШЭ сейчас нет только редакторов макетов, выбор типовых продуктов есть, нет создания макета в онлайн. Но когда встанет вопрос с этим, мы надеемся на партнёров в этом вопросе, система редакторов вполне интегрируется в нашу систему.

Марсель Шарифуллин и Сергей Пенов.

— Всё звучит слишком безупречно. А какие есть проблемы с системой?
— Основная проблема в том, что программа требует настройки, обучения. Кстати, наше основное отличие от конкурентов в том, что мы адаптируем программу под типографию, полностью воплощая всё то, к чему они привыкли, и не нарушая сложившихся бизнес-процессов. У нас отработанная технология, которая проверена практикой. Да, вначале это выглядит непривычно и пугающе, но это работает.

Мы продаём не коробку, заставляя типографию самостоятельно мучиться с внедрением, а ведём этот процесс совместно, с каждым её сотрудником, чтобы он понял и начал выполнять то, что от него требуется в программе. Поэтому мы не можем вести сразу много проектов, но тех, с кем начали работать, всегда доводим до успешного внедрения АСУП. Сейчас, например, мы внедряем «ПринтЭксперт» одновременно в четырёх типографиях разного профиля и новых клиентов будем набирать после того, как завершим часть этих проектов. Средний срок внедрения по нашему опыту от 3 до 12 месяцев и зависит от масштабов предприятия и поставленных перед нами задач.

— И в заключение пару слов о вашей команде.
— Марсель Шарифуллин — мой партнёр, мы этого не скрываем, он помогает типографиям ставить ТЗ и выступает связующим звеном в технических вопросах. Есть ещё специалист по технологиям и процессу внедрения Юля Заря, энтузиаст АСУПостроения со стажем, она спец во всех техпроцессах, по образованию и опыту работы технолог. Ей нравится сама тема создания АСУП, и работаем мы вместе уже лет восемь… даже не помню… Многие технические вопросы были придуманы ею, она незаменимый человек. Без любого из нас наш проект, наверное, будет несостоятелен. Мы планируем увеличить нашу команду, но пока, в данный момент, это не рационально, так как только отвлечёт наши ресурсы на обучение новых людей. С ростом количества внедрений это обязательно будет сделано.