Перейти к содержимому
Главная страница

Plockmatic, Morgana и латвийская полиграфия

Riga_Morgana

Заметки о туре Клуба директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга в Латвию
Клуб директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга открыл лето поездкой в Ригу. Принимающей стороной выступили завод Plockmatic по производству постпечатного оборудования торговой марки Morgana и Ассоциация полиграфических предприятий Латвии. Соорганизатор поездки — компания «Графические технологии», спонсорскую помощь оказала компания Ricoh Rus.

Делегация была представлена семнадцатью типографиями как цифровой, так и офсетной печати: «Премиум-Пресс», «Быстрый цвет», «Литас+», «Любавич», «Пони», «Циферблат», «Фаст-принт», «КИНТ» и другие.


Ригу встретили с распростёртыми объятиями.

[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»8834″ image=»8834″]
[image link=»8835″ image=»8835″]
[image link=»8836″ image=»8836″]
[image link=»8837″ image=»8837″]
[/images]

Отдельные пейзажи до боли напоминали родные петербургские виды.


Ну чем не Васильевский остров?

За два рабочих дня российская делегация ознакомилась с работой завода Plockmatic и посетила типографии Lanatex, Livonia и Jelgavas Tipografija.


А. П. Камченко («Графические технологии») контролирует построение для группового снимка.

Цех Plockmatic
Экскурсия по цехам Plockmatic впечатлила российских полиграфистов (см. ниже отзыв директора типографии «Любавич» Максима Румянцева)

[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»8842″ image=»8842″]
[image link=»8843″ image=»8843″]
[image link=»8844″ image=»8844″]
[image link=»8845″ image=»8845″]
[/images]

Типография Jelgavas Tipografija произвела впечатление мощного, хорошо продуманного и автоматизированного книжного производства. Здесь выпускается 4 млн книг в год средним тиражом 1500 экземпляров. Оборот типографии достигает 10 млн евро при трёхсменной работе с одним выходным в воскресенье. Оплата труда — повременно-премиальная с вычетами за производство бракованной продукции.

Цех типографии Jelgavas Tipografija
Книжное  производство типографии Jelgavas Tipografija произвело впечатление мощного, хорошо продуманного предприятия.


В завершение второго рабочего дня были заслушаны доклады: «Рынок полиграфии в России и Санкт-Петербурге» президента «Ассоциации ВУЗИЗДАТ», председателя Клуба директоров цифровых типографий Александра Иванова и «Рынок полиграфии Латвии» члена правления Ассоциации полиграфистов Латвии, директора Елгавской типографии Юриса Силиса.

В докладе Александр Иванов отметил рост производства в России печатной продукции производственно-технического назначения (рекламная полиграфия, этикетка, упаковка) и постепенное падение спроса на книжно-журнальную высокотиражную продукцию. При этом оборот полиграфии Санкт-Петербурга и Ленинградской области по экспертным оценкам превысил 1 млрд долларов.
В то же время оба докладчика отметили увеличение количества наименований малотиражной книжно-журнальной продукции в своих странах. Также в докладах был обозначен тренд роста производства книг цифровым способом печати как в России, так и в Латвии.
Юрис Силис подчеркнул, что более 70% производимой типографиями Латвии продукции экспортируется в страны Евросоюза и Россию. Общий оборот печатной индустрии составил в 2016 году 370 млн евро, из них 277 млн евро — экспорт. Всего в стране зарегистрировано 380 полиграфических компаний, 120 из которых обеспечивают 95% экспорта. Доля экспорта в РФ и страны СНГ составляет 15%.


По окончании докладов состоялось подписание меморандума о сотрудничестве в области полиграфии. Со стороны Латвии документ подписала руководитель Ассоциации полиграфических предприятий Латвии Иева Бечере, с российской стороны — Александр Иванов. Меморандум предполагает создание открытого информационного пространства, обмен опытом, совместное использование образовательных технологий и регулярные деловые визиты членов двух профессиональных сообществ.

В заключение принимающей стороной был дан торжественный фуршет и представители типографий России и Латвии смогли обменяться мнениями, познакомиться друг с другом и установить деловые связи.

По инф. //mediabooks.ru Фото — И. Калинин, А. Иванов.


Петербургские полиграфисты не только изучали в Латвии  полиграфические производства…

[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»8850″ image=»8850″]
[image link=»8851″ image=»8851″]
[image link=»8852″ image=»8852″]
[image link=»8853″ image=»8853″]
[/images]

…но и культурно отдыхали.


Осматривали достопримечательности, читали книги, курили, музицировали.

[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»8855″ image=»8855″]
[image link=»8856″ image=»8856″]
[image link=»8857″ image=»8857″]
[image link=»8858″ image=»8858″]
[/images]
[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»8864″ image=»8864″]
[image link=»8865″ image=»8865″]
[image link=»8866″ image=»8866″]
[image link=»8867″ image=»8867″]
[/images]

Приведём несколько отзывов.

Игорь Калинин, директор типографии «КИНТ»: 

Поездка была очень душевная, насыщенная и доброжелательная. Как будто в компании близких старых друзей! Программа была насыщена как деловыми мероприятиями, так и отдыхом. Нам было никак не наговориться друг с другом! Видимо, не хватает взаимных человеческих контактов, в нашей повседневной жизни на них просто нет времени…

Кирилл Евдокимов, директор типографии «Быстрый цвет»:

Всё было просто отлично!

А завершилась поездка полётом на чуде современного авиастроения — гибриде Kodak NexPress и Xerox iGen — Bombardier Nextgen.

 

Максим Румянцев, директор типографии «Любавич»: 

Про завод Plockmatic/Morgana
Симпатичная компактная фабрика на окраине Риги, производство перенесено из Стокгольма 16 лет назад, штат — 100 человек, из них рабочих — 43, годовой оборот — 300 млн евро, выпуск — 6000 машинок, аккуратный чистый сборочный цех, который можно рассмотреть с балкона.

Интересно позиционирование на рынке. Проблему, которую хочет решить Morgana для своего потребителя (и офсетных, и цифровых типографий), — «расшить» узкие места в финишных операциях за счёт локальной автоматизации. При этом выпускается продукция в узком диапазоне. Morgana считает (и не без основания), что типографии страдают от «криворуких» работников и, чтобы нивелировать их вклад в некачественную печатную продукцию, типографиям нужны простые в эксплуатации и, главное, надёжные машинки. Например, биговка спроектирована так, чтобы оператор не обязательно должен был выверять до микрона, как он ровно кладёт стопку печатных листов в самонаклад, а просто положить её в нужное место и нажать кнопку «пуск».

Это первый производитель оборудования, встреченный мной в последние годы, который хочет, чтобы его продукция служила потребителю долго. Тренд последних лет: «Пусть наши станки уже не так крепки, как в прошлом веке, и станина у них потоньше, и не будут они работать десятилетиями, но они будут дешевле, современнее, и будет замечательно, если вы купите новое, наше же, оборудование уже скоро!..» А вот Morgana позиционируется прямо противоположно.

Про специфику полиграфии в Латвии
Зарплаты в Латвии соизмеримы с российскими (средняя по стране — 500 евро «на руки», печатники — 1000 евро). А цены на бумагу, оборудование, расходные материалы, проценты по кредитам — такие же низкие, как в Евросоюзе. И цены на печатную продукцию такие же высокие, как в Европе. Почему бы не «замочить» европейских конкурентов при таком гандикапе? И у российских типографий ещё отобрать часть работы (хоть и не много), пока мы оплачиваем «пограничные накрутки» за всё импортное сырье…

Есть рижские предприятия, которые покупают норвежских коллег «на корню», забирают часть оборудования, весь пакет заказов, а норвежский персонал отпускают на укрепление местного рынка труда… Есть, правда, мнение, там же в Риге, что такая лафа не стимулирует к росту качества, поиску новых решений. Мы тоже заметили, что мучительные метания, характерные для нас, в поисках смысла с новыми технологиями типа УФ- или струйной печати, у латвийских коллег отсутствуют. Но как показал опыт 2008 года, латыши умеют находить решения в сложных ситуациях. А сейчас у них всё хорошо: три четверти печатных изданий продаётся за пределами страны. Объём продаж на душу населения (около 200 евро на человека) полиграфической продукции соизмерим с питерским показателем.

Нам показали крупную офсетную типографию в Елгаве (5000 квадратных метров) и небольшую цифровую типографию «Ланатекс» в Риге (12 человек на производстве). Обе типографии книжные, обе работают с издательствами. Обе успешно развиваются и полны оптимизма. Мне они очень понравились с точки зрения организации производства, чувствуется уже европейский подход. В том числе и чёткое позиционирование. Как мне показалось, латыши уже проехали станцию, в которой застряли российские полиграфисты — «универсальная типография», которая «может печатать всё». Мы не готовы отказаться от заказа, даже если он нам не очень технологичен. И теряем в эффективности. А соседи наши двигаются дальше к станции «каждый должен заниматься своим делом». И там наращивают автоматизацию, повышают производительность. Причём не за счёт скорости печати, а за счёт снижения непроизводительных потерь на каждом этапе технологической цепочки.

P.S. Полностью свои впечатления о поездке Максим Румянцев изложил в своём блоге на сайте типографии «Любавич»  в эссе «Молодость VS опыт».