В конце августа в парк-отеле «Золотая долина» прошел второй «ПитерФотоFest». Прошел как одно мгновение. Но попробуем оглянуться. Попытка ухватить все и охватить всех, как мы думаем, организаторам удалась. Чем мы там, собственно, занимались?
Вопреки устоявшемуся мнению публики, что фотографии в России нет и вообще отказу оставлять за фотографией право считаться чем-то действительно достойным внимания, называться искусством в конце концов и вместе с тем все большего возрастания интереса к непростой профессии фотографа состоялся второй образовательный фестиваль в области отечественной фотографии.
Организаторы фестиваля оставили предрассудки российской любительской фото-аудитории считать российскую фотографию лишь отраслью журналистики и просто фиксатором событий и иллюстрацией к ленте новостей. Поэтому на фестивале, впрочем, по обыкновению, было представлено всё многообразие жанров и направлений фотографии: арт-фотография, рекламная съёмка, fashion, пинхол, мастерство ручной печати, конечно же репортаж и фотожурналистика и другие.
На мой взгляд, три основных особенности фестиваля были следующими:
— Создание пространства постоянного диалога и обмена опытом.
— Возможность непосредственного наблюдения создания фотографии, причем присутствовать при процессе рождения кадра могли как участники, по большей части начинающие фотографы, так и мэтры фотографии.
— Специфика подачи информации и возможность в сжатые сроки получить колоссальный объем необходимых знаний.
В числе основных тем фестиваля были:
1. Акцентирование на важности вопроса о необходимости образования фотографов. Освещение возможных путей образования и самообразования фотографов в России.
2. Нужно ли фотографу состояться материально ? Как совместить самореализацию и возможность заработать и нужно ли совмещать ?
3. Возможные пути трансляции фотографии в пространство культуры.
4. Является ли цифровое изображение конечной стадией фотографии как визуальной ценности. Нужно ли печатать фотографию? Зачем фотографу фото-книга?
Вот на этой последней проблематике мы и остановимся.
Приятно удивил состав участников фестиваля: возраст желающих пройти портфолио-ревю и показать свои работы мастерам, узнать их мнение, колебался, примерно, от 17-ти до 65-ти.Здесь же хочу отметить, что работы приносили в основном на флэшках, но были и те кто приносил напечатанные работы. Наблюдая происходящее могу сказать, что возможность взять работу в руки, подглядеть как изображение меняется в зависимости от освещения оставляет настоящее, полное впечатление от увиденного. Снимок легче оценить, глядя на изображение, которое уже существует в пространстве.
Многие мастера считают, что показывать работы с экрана говорит об определенном отношении профессионала к своей работе: «Некоторые решили показывать мне работы на компьютерах, я такие работы смотреть не стала. Работа должна быть с живым материалом, показывать с гаджетов, по-моему, это просто неуважение к человеку, мнение которого ты хочешь услышать. В целом впечатление от портфолио-ревю положительное. Было приятно видеть лица заинтересованные профессией, жаждущие новой информации, знаний и совета».
«Новые знакомства, новые имена, старые знакомые, но с новыми работами. Интерес к глубине фотожурналистского ремесла, то есть не просто желание фиксировать, заниматься документальной хроникой, а желание осмысленно рассказывать о нашей жизни о наших проблемах. Самое интересное, что некоторые из участников берутся за очень серьезные, сложные темы, порой даже не по возрасту. Но ведь берутся и в дальнейшем у многих будет получаться, наверняка, я думаю. Главное найти свою тему. Я считаю, что можно сделать одну фотографию в жизни и остаться в истории мировой фотографии навсегда. Так же и с книгой, выставкой. У меня, например, есть только одна фото-книга», — Владимир Вяткин.
Книга Владимира Вяткина представляет всю ретроспективу ег о творчества. Последовательность изложения визуального материала, тематическая разбивка и самодостаточность арт-объекта восхищают. Вообще факт наличия такой материальной ценности как книга маркирует человека на его жизненном пути, примерно так же как, если бы от посадил дерево или родил сына. Это естественная потребность думающего, создающего человека. Да-да книга вполне может подчеркнуть профессиональную состоятельность человека. И в том только случае, если она талантлива вполне может рассматриваться как очередной итог двигающий человека к конечному завершению его профессионального образа. Но не надо забывать, что так или иначе это побочная функция книги, не затрагивающая ее действительного назначения- быть прочитанной.
«А ещё книга- это осязаемый объект, который трогает тебя лично, а не проносится мимо, как может быть страница в интернете», — считает Ксения Диодорова.
Если продолжать дискуссию о необходимости печати фотоснимка приведу замечательное высказывание Гунара Бинде: «Фотография как окончательная ценность должна быть материальна. Она может восприниматься по-настоящему, когда у нас есть возможность взять ее в руки, полностью лицезреть ».
Мнение Елены Скибицкой только подтверждает это: «Фотография существует только в листе. Никакой файл, негатив еще не является продуктом. Продукт — это напечатанный снимок ,не говоря уже о том, чтобы сделать отбор собственных , допустим, работ необходимо их, хотя бы в небольшом формате, отобразить, разложить на столе и тогда уже выбирать. Повторяю, фотография -это лист бумаги и только о нем и надо говорить. А цифровое изображение-это промежуточная стадия снимка, сырой материал».
Возвращаясь к Гунару Бинде: «Вообще каждый фотограф хочет выставляться, чем больше зрителей увидят твои работы, тем лучше. Безусловно, каждый фотограф хочет себя показать. Отпечатанные фотографии — это явление и остаются с нами веками. Поэтому очень важно, печатать работы, делать выставки, но для начала заявить о себе, в фото-журнале, например».
Казалось бы вопроса печатать или нет уже не стоит и безусловно Бинде прав, но в нашей стране «заявить о себе» куда сложнее ,чем кажется в любой другой, виртуальное пространство для российского фотографа, к сожалению, пока единственная возможность показать работы зрителю, с той уверенностью, что на них действительно будет спрос.
С радостью принимать и воспринимать новую визуальную единицу российский социум способен только в интернете, который, к слову сказать, является большой помойкой самого разного фотографического материла и в основном наводнен некачественными работами фотографов любителей, не представляющих никакой художественной ценности. И что же делать профессионалам? Существует ли альтернатива интернету в журнальной среде?
«Сейчас, вся беда в том, что специальных фотографических журналов практически нет, умирает фото-журналистика, умирает фотография в своей журнальной реализации. К своему стыду и сожалению я вынужден признать, что Россия страна не визуальной культуры, не потому, что в нашей стране нет великих фотографов, они были есть и будут, наверняка. Просто общественное сознание не видит в фотографе производителя материальных и культурных ценностей. Мало кто вкладывает деньги в фотографию, потому как это слишком долгосрочные инвестиции и отдача, приходится ждать очень-очень долго, фотография-это не живопись, хоть законы одни и те же, но иные технологии и иная реализация», — продолжил Владимир Вяткин.
Эта сложная, большая тема, конечно требует продолжения, но мы не ставим себе задачей раскрыть ее полностью на страницах нашего журнала, но заявляем, о том, что ПитерФото-Fest 2014 совершил достойную попытку посвятить всех неравнодушных в круг проблем современной фотографии. Но мало просто быть в курсе, важно учиться видеть, именно этому нас учили три драгоценных дня.
«Фотограф должен быть открыт всему, фотография в первую очередь это жизнь, поэтому пишите ,смотрите, будьте любопытным и развивайтесь. Фотографировать, думаю, очень хорошая тренировка, для всего», — поделилась Александра Пинхасова
Участники о фестивале:
«Мне безумно понравилось. Вообще идея собирать в одном месте увлекающихся одним делом или просто интересных людей — это всегда очень продуктивно. Люди приезжают и это очень здорово. И то что добираются из Москвы, из Норильска, говорит о том, что это не просто местная тусовка, а общий центр притяжения. Мы все в каком то смысле варимся в собственном соку, живем в каком-то замкнутом мире, на фестивале есть возможность выйти из этого мира, послушать интересных, творческих людей, это очень приятно» — Вера Соколинская, участник.
«Качество мастер классов которые проходят здесь это действительно высокий уровень. Учиться у мастеров здесь заявленных — сверхнаграда для фотографа», — Рустам Котов, компания Nikon.
«Информацию, которую получаешь здесь уникальна. Я ехала на фестиваль за философией, мне важно было найти единомышленников. Я понимаю, что мы с людьми не сильно близко знакомы, но я понимаю, что мы болеем одной болезнью и это уже однозначный диагноз. Я понимаю, что для мастеров наш отклик тоже очень важен. Здесь мы все в одной упряжке. ПитерФото-Фест это такой классный венигрет, здесь представлены все отрасли фотографии. Большое спасибо организаторам. Я очень подпиталась, есть что переварить. Это на самом деле очень серьезный багаж информации и впечатлений», — Кокунова Мария, участник.
«Расширилась география фестиваля. Количество участников явно выросло. Наверное,было бы интересно увидеть большее количество художественных работ, немножечко сместить акцент фестиваля в сторону художественной фотографии, что,возможно, даст новый толчок. И конечно нужно в дальнейшем выходить на международный уровень». Сергей Щербаков и Никита Инфантьев, студия «Соль».
«Фестиваль закончился. Все участники (наверное, кроме организаторов) были избавлены от бытовых забот и могли целиком посвятить себя тому, за чем они сюда приехали — фотографии. Какие перемены заметны по сравнению с первым, прошлогодним? Как мне показалось, публика немного другая, более серьёзная , что ли. Первый фестиваль был «разведкой боем», он показал себя. И возможным участникам следующего фестиваля стало понятнее, что можно от него ожидать. Расширился и состав мастеров. Участие в фестивале Георгия Пинхасова и Гунара Бинде придало ему международный статус.
Но от одной беды ему не избавиться никогда — невозможно объять необъятное. Хочется послушать одного мастера, посмотреть фотографии другого, поговорить с третьим, но в сутках только 24 часа и суток всего три. И остается удивляться той огромной работе, которую провели организаторы подготовившие этот праздник фотографии. Спасибо им за это», — Александр Никипорец, фотограф.
Нам фестиваль тоже очень понравился. Насыщенность программы не предполагала возможности увидеть и услышать все сразу, но учиться можно было постоянно. Кругом люди открытые к диалогу, с неподдельным интересом ищут таких же жадных до визуальной информации глаз. С нетерпение ждем и готовим головы и очи к следующему лету, друзья.
Текст — Наталия Шмакова,
фото — Андрей Жаров