Перейти к содержимому
Главная страница

Первый о первом. УФ печать от первых лиц

ams_spb

Первый о первом. Максим Румянцев о приёме Стива Меткалфа в Санкт-Петербурге. «Полиграфия Петербурга» попросила Максима Румянцева, известного новатора в области полиграфического бизнеса и бессменного директора типографии «Любавич», первым в городе внедрившего у себя на производстве революционные технологии УФ печати, рассказать о первом визите в Россию первого лица в компании AMS (лидера LED-UV систем) Стива Меткалфа. И вот что он нам рассказал.

Со Стивом Меткалфом я знаком уже скоро три года. Он для российских предпринимателей — образец правильного пути в бизнесе. Классический американец: спортивен, бегает марафоны, общителен, открыт для контактов. Как бизнесмен, любит риск, двигает своё дело вперёд уверенными шагами, требователен к подчинённым, чувствует, где можно найти золотую жилу, развивает интеллектуальную добавленную стоимость, заботится об экологии, не забывает PR-составляющую.

Возглавляемая им фирма AMS начинала с производства ламп для классической УФ-печати, но Стив почувствовал, что LED-UV может иметь перспективу, инвестировал в это направление. Хотя тогда, 10 лет назад, ещё не была очевидна победа LED. AMS развивала НИОКР и добилась интеллектуального прорыва. Вышла на мировой рынок, нашла партнёров в Европе и Японии. Для обмена опытом Стив организовал международную конференцию PRINT UV, каждый год проводит её в Лас-Вегасе. Конференцию посещают более сотни участников — и поставщики, и типографии. А в нужный момент AMS договорилась с крупным инвестором Baldwin и продала им часть доли в бизнесе. Теперь совместно, с новой финансовой мощью, продвигают тему LED-UV.

Мне было приятно, и это была честь для нас принимать в гостях Стива с супругой. «Терра Системы» организовали экскурсию по Санкт-Петербургу для наших американских гостей. Мы показали наше производство. А через день встретились со Стивом на конференции PRINT UV Russia в Москве. Стив рассказал про то, как продвигается технология LED-UV в мире. Среди прочего он обрисовал возможности LED в ролевой печати. Аудитория конференции была в основном из «листовых офсетчиков», поэтому не уверен, что всем эта часть доклада была интересна, но я там услышал свою, приятную для уха, мелодию.

Стив Меткалф и Максим Румянцев
Когда я сам два года назад принимал решение о приобретении LED-ламп, то тоже не был уверен, что эта технология «победит». Тогда можно было пойти путём H-UV-решения или классической УФ-печатью. Никто не отменял традиционные масляные краски с ВД-лакированием в линию. Я положился на свою интуицию и двинулся в сторону высокореактивных красок. Меня подзадоривал тезис, что «LED-технология — последний шанс офсета на выживание». Хотя скептиков вокруг хватало. И тогда, да и сейчас, раздаются голоса, что эта технология — тупиковый путь для полиграфии. Что, мол, туда пойдёшь — одиноким клоуном на арене будешь… И не просто злопыхатели, а авторитетные специалисты с обоснованием.

Теперь я могу уже что-то ответить и оптимистам, и пессимистам. Наш полуторагодовой опыт эксплуатации LED-технологии дал и положительные, и отрицательные эмоции. По-прежнему могу сказать, что печать высокореактивными красками — это только шанс, а не обязательный джек-пот. Нужно плотно поработать всему коллективу типографии, чтобы получить преимущества на рынке, рост производительности труда. Но выигрыш реален. Печать со спецэффектами типа твин-лакирования — это вдохновляюще! Беспроблемная печать на невпитывающих материалах — это грандиозно! Получение сухого оттиска сразу из печатной машины — это замечательно! Работа без противоотмарывающего порошка — это прекрасно! Но технология капризная, требует кропотливого освоения, путь к победе не близкий, и периодически сомнения возникают: всё-таки тем ли путём пошли? И каждая информация, связанная с успешностью LED, как бальзам на душу.

Стив Меткалф в типографии Любавич
Ещё добавлю один тезис из менеджмента — такую теорему без доказательств, чтобы прояснить свою последующую мысль. Если какое-то решение (технологическое или управленческое) помогает решить какие-то ещё другие, побочные проблемы, то значит это решение было верное. Это такой знак, подтверждающий верность решения.

Так вот, возвращаясь к докладу Стива на конференции в Москве. LED-UV-технология была придумана основателями для решений в коммерческой офсетной печати. Потом она стала пробивать дорогу в упаковочной печати. А теперь и в ролевой офсетной. В ролевой! И это удивительно!

Два года назад наша группа российских полиграфистов посетила штаб-квартиру AMS в штате Висконсин. Стив уже тогда рассказал нам, что ведутся переговоры с одной японской типографией об установке LED-сушки на ролевую машину. Мы между собой обсудили эту инсталляцию, и она нам показалась бредом. Стоимость высокореактивных красок в три раза выше масляных. Для листового офсета, где доля краски в затратах около 2%, это не критично. Но в ролевой печати, где доля краски на порядок выше, это убийственно. И решение, заменяющее огромную газовую сушку на маленькую лампу, оно, конечно, красиво!.. Экономия площадей, экология, всё такое. Но присмотритесь к цене вопроса. И таки поэтому такое решение выглядит идиотским. Это был наш авторитетный вердикт.

RMGT в Любавич
Но жизнь показала, что авторитеты что-то тогда не разглядели. На сегодняшний момент уже несколько ролевых типографий заменили свои газовые сушки на LED-лампы. И не только в Японии, где помешаны на экономии площадей, но и в Европе. (Не думаю, что европейцы отказываются от газовых сушек только из-за того, что не хотят использовать наш газ. Шутка.) Видимо, печать высокореактивными красками даёт какие-то другие преимущества (например, повышает качество ролевой печати до уровня листовой), и это приоритетнее, чем расходы на краску. И эта история — хорошая история: LED-технология решает многие проблемы, даже те, которые не собиралась решать. А исходя из предыдущей теоремы, это знак, что LED-дорога верная.

AMS в Любавич
В мире уже 500 инсталляций AMS сушек. За два года рост более чем в два раза. Темп впечатляет! В России пока таких только четыре типографии. Казалось бы, не много. Но мы со Стивом обсудили, что всё относительно: можно посмотреть на эти цифры с другой стороны. Есть такое понятие среди поставщиков оборудования как «активная типография». Это полиграфическое предприятие, которое за последние семь лет инвестировала в производство не менее 500 тысяч евро. Под этот критерий в мире подпадает 40 тысяч типографий, а в России — менее 60. Если взять относительное количество предприятий, установивших у себя LED-технологию, то у нас 7% из числа активных типографий, а мире — чуть более 1%. Так что если взглянуть под этим углом, то Россия впереди планеты…

М. Румянцев, директор типографии «Любавич»
специально для журнала «Полиграфия Петербурга»