Перейти к содержимому
Главная страница

Оптико-механический лицей на службе полиграфии: современная база и актуальная педагогика

oml-051

Санкт-Петербургский оптико-механический лицей (СП ГБПОУ ОМЛ) — одно из ведущих профильных учебных заведений, готовящих кадры для полиграфической отрасли. В лицее работает сильный педагогический коллектив, также успеху учебного процесса способствует современная техническая база, которая планомерно модернизируется. Об особенностях учебного заведения и том, как развивается ОМЛ в настоящее время, мы поговорили с его директором Константином Васильевичем Костюком.

К.В. Костюк, директор СП ГБПОУ ОМЛ

— Константин Васильевич, как проходит удалённое обучение в вашем учебном заведении? Насколько этот формат осложнил учебный процесс? Как будет организован выпуск и приём новых учащихся?

В связи с эпидемиологической ситуацией уже больше месяца образовательный процесс в лицее осуществляется в удалённом режиме с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. Ситуация неординарная. На раскачку и подготовку времени не было, опыта тоже. Дистанционные технологии в образовательном процессе если и применялись, то только в отношении единиц обучающихся и в конкретных ситуациях. В срочном порядке все участники образовательных отношений (студенты, их родители, педагоги, администрация лицея) начали работать и учиться в абсолютно новом режиме. Конечно, всё это не просто, с учётом того, что образовательные программы мы обязаны выполнить в полном объёме. Пока можем только догадываться, как будет развиваться ситуация, и готовимся. Уже в начале мая промежуточная аттестация (экзамены по дисциплинам, квалификационные экзамены) в группах пройдёт в удалённом режиме.

Нас очень волнует вопрос комплектовании контингента обучающихся на следующий учебный год. Профориентационную работу в её очных формах по некоторым направлениям пришлось временно свернуть. Но приёмная комиссия работает в обычном режиме, хоть и дистанционно.

— В последнее время отрасль испытывает дефицит квалифицированных кадров. Насколько, на ваш, взгляд ОМЛ может способствовать удовлетворению этой растущей потребности?

По понятным причинам удовлетворить всю отрасль квалифицированными кадрами мы не сможем. По направлениям «печатное дело», «мастер печатного дела», «переплётчик», «реклама» и «графический дизайнер» в лицее на всех курсах обучается 250 человек, из них только 22 (переплётчики) выпускаются в этом году.

— Есть ли статистика, какой процент учащихся устраивается по специальности или продолжает профильное обучение?

Как правило гарантированно трудоустраиваются 80% наших выпускников. Остальные продолжают учиться или идут служить в армию.

— Учащиеся ОМЛ по полиграфическому направлению получают хорошую подготовку благодаря не только квалифицированному преподавательскому составу, но и техническому оснащению лицея. Расскажите, пожалуйста о нём немного подробнее.

Нашему образовательному учреждению повезло. В период реконструкции лицея город выделил значительные средства на его оснащение, в том числе и по полиграфическому направлению. В настоящее время современная учебно-производственная база позволяет осуществлять подготовку квалифицированных специалистов практически по всему спектру допечатных, печатных (офсетных, цифровых) и постпечатных технологий. Обучение осуществляется в том числе с использованием симуляторов процессов.

Лицей формирует портфель производственных заказов, который помогает привлечь дополнительное финансирование и организовать образовательный процесс на выпуске готовой продукции: газет, журналов, брошюр, книг и другой печатной продукции. Студентов это ко многому обязывает. Повышается их заинтересованность и самое главное — ответственность за конечный результат. Для этого мы и создали структурное подразделение «Учебная типография». Объём оказываемых полиграфических услуг относительно небольшой, так как по определению мы являемся образовательным учреждением, а не предприятием.

[images cols=”four” lightbox=”true”]
[image link=”14819″ image=”14819″]
[image link=”14820″ image=”14820″]
[image link=”14821″ image=”14821″]
[image link=”14822″ image=”14822″]
[/images]

— Помимо аналогового оборудования используется комплекс цифрового печатного оборудования (Konica Minolta AccurioPress С3080 и 6120). Расскажите, пожалуйста, подробнее о преимуществах этих машин для ваших задач и о процессе выбора. Почему были выбраны именно они?

Действительно, в прошлом году наш парк цифрового оборудования значительно обновился. Это требование сегодняшнего дня. Тем более что оптико-механический лицей является организатором площадки регионального чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «полиграфические технологии». Приобретая оборудование, мы в первую очередь интересуемся его техническими характеристиками, а какой именно производитель его поставит, выявляет аукцион. На сегодняшний день новые цифровые печатные машины в полной мере соответствуют нашим задачам по созданию в лицее современной полиграфической учебно-материальной базы.

— Насколько вы в целом удовлетворены цифровыми машинами Konica Minolta и можно ли сказать, что ваши выпускники готовы теперь к работе не только в традиционных, но и в цифровых типографиях?

Мы вполне удовлетворены результатом. Тем более что поставщик постоянно на связи и оказывает нам всяческую поддержку как в рамках гарантийных обязательств, так и в вопросах обучения и эксплуатации. В настоящий момент мы вместе разрабатываем образовательную программу по подготовке и переподготовке специалистов для работы на цифровом оборудовании. Надеемся, что она заинтересует как руководителей типографий, так и физических лиц, желающих получить новую профессию. А в рамках основных образовательных программ студенты и преподаватели успешно осваивают новую технику, и как следствие, на выпуске мы получим квалифицированных специалистов для работы в цифровых типографиях.

— В чём сегодня состоит взаимодействие ОМЛ и отрасли? Чего не хватает, на ваш взгляд, и в чём вы видите перспективы развития сотрудничества с предприятиями и отдельными профессионалами отрасли?

Практически все преподаватели и мастера производственного обучения — это выходцы из отрасли. Они постоянно следят за её развитием, общаются с коллегами, актуализируют образовательные программы в части их содержания и востребованности различных компетенций. Мы достаточно плотно, в том числе в рамках заключённых договоров и соглашений, общаемся с партнёрами — будущими работодателями наших студентов. И основной вопрос — это насколько быстро выпускник адаптируется на производстве, не надо ли его будет доучивать или ещё хуже того переучивать. Для этого мы и стараемся активно взаимодействовать на всех этапах обучения. Но нам не хватает активности работодателей в вопросах повышения квалификации или переподготовке их работников. Мы готовы активнее сотрудничать и в этом направлении.

Беседовал Александр Шмаков