Перейти к содержимому
Главная страница

Главную газету Петербурга возглавил писатель

vedomosti_old_w

Главным редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» стал писатель, краевед и журналист Дмитрий Шерих.

Я не мог пропустить такое событие (тем более что мы начинали свою журналистскую деятельность в одной газете, было это, правда, лет двадцать назад) и задал новому главреду несколько рабочих и идеологических вопросов, на которые он любезно и оперативно ответил.

Новый главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дмитрий Шерих. Фото Сергея Грицкова
Дмитрий Шерих — новый главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Фото Сергея Грицкова

Дмитрий, первым делом позвольте поздравить вас с постом главного редактора старейшей регулярной российской газеты. Каково это, ощущать такой груз ответственности? И какие задачи ставите перед собой и коллективом газеты «Санкт-Петербургские ведомости»? Чего ждать и чего хотелось бы достичь? Можно ли ожидать усиления исторического раздела или тематических приложений-вкладок?

– За поздравления спасибо. Ответственность, в самом деле, ощущаю — и гораздо сильнее, чем радость от назначения. Потому что очень много задач, которые нужно решать. Я в газете, страшно сказать, уже 19 лет, вёл в ней исторический раздел «Наследие», заместителем главного редактора и шеф-редактором был девять лет с хвостиком, а потому все ступеньки прошёл сам и все наши достоинства/недостатки знаю хорошо. Сохранение лучшего из того, что есть, это само собой разумеется. Газета сегодня является качественным и профессиональным продуктом, её ценят читатели — и это результат работы всех наших журналистов, в том числе и моих предшественников на посту главного редактора. Но многое, конечно, нужно прибавить. Усилить аналитический блок в газете, например. Расширить число экспертов — не только в области политики, но и в экономике, социальной сфере. Отбалансировать тематическую модель газеты: где-то прибавить, где-то, возможно, приглушить. Время идёт, информационное пространство меняется, и это обязывает и газету (газеты во множеством числе, все газеты) меняться.

Мы и меняемся. Постоянно. Хотя стремимся оставаться при этом качественным консервативным изданием.

А вот исторический раздел, кстати сказать, усиливать или ослаблять не будем: тут у нас всё сложилось неплохо и со штатными сотрудниками, и с привлеченными авторами. О вкладках думаем.

Также позвольте поздравить «Санкт-Петербургские ведомости» с прошедшим Днём российской печати. Что бы вы пожелали российской печати и всем, кто ею занимается — издателям, журналистам, редакторам, полиграфистам? И в чём для вас ценность печати в век интернета?

– Чего пожелать печати? Да того же, чего всем нам: процветания, творческих успехов и уверенности в завтрашнем дне. С последним сегодня, правда, есть некоторая напряженность: печатные средства массовой информации уже не на вершине горы, не задают тон в мировой прессе — скорее, являются одной из красок нынешней палитры, и не самой яркой. Интернет развивается мощно, со скоростью работы телевидения и радио никакой газете не сравниться — и тут самое время поставить многоточие…

Но есть что сказать и после многоточия. У телевидения, например, при всех его козырях, есть и недостатки: оно не всегда готово дать место разным точкам зрения, оно не способно адекватно донести до публики какие-либо серьёзные предметы, требующие осмысления, — прежде всего потому, что осмысление требует и времени, и возможности вернуться к исходным данным, обдумать ещё раз… Перечитать можно, пересмотреть ещё раз передачу технологически сложнее.

И другой нюанс: перечитывая газету или журнал, вы уверены, что читаете тот же самый текст. Нюансы в нём не менялись, факты тоже. Печатная пресса — это документ. А вот сайт в Интернете от правок и перемен не защищён, в том числе от правок редакторских. Утром читали один текст, через час он может выглядеть уже иначе. Или исчезнуть вообще.

В этом один из ключевых моментов: печатная пресса — это документальное средство массовой информации. В том числе и поэтому она ещё долго будет востребована.

Вы член правления Санкт-Петербургского союза краеведов и лауреат Анциферовской премии за вклад в современное петербургское краеведение, награждены медалью им. А. Н. Оленина, учреждённой РНБ, автор популярных и не раз переизданных книг по истории Петербурга. Останется ли у вас время, в связи с новым назначением, на столь востребованную исследовательскую и писательскую работу?

– Могу ответить сразу: нет, не останется. В ближайшее время должна выйти ещё одна моя книжка — «История Петербурга наизнанку», но она была написана уже давно. В 2013-м  я завершил ещё две книги: про казни в петербургской истории, которая уже вышла, и ещё одну, тему которой называть пока не хочу, она пока ещё не отдана издательству. Но вот отдам — и на этом всё. Новая работа требует полной концентрации.

Что важнее для газеты — массовый тираж или качественный контент? Понятно, что вопрос лукавый, но тем не менее. И вынужден ли главред «СПб ведомостей» думать о рентабельности и интересах рекламодателей?

– Непростой вопрос. В каждом случае всё по-разному. Во многом ответ зависит от позиции владельцев издания: иногда они готовы вкладывать средства в производство качественного продукта, не требуя скорой отдачи, а иногда только ради прибыли и затевают свои проекты. На рынке масса примеров и того, и другого.

Что же касается «СПб ведомостей», то у нас есть генеральный директор, в чьём ведении все финансовые вопросы. А дело редакции и главного редактора — создавать контент. Лично я с рекламодателями не общаюсь вообще.

Какие современные издательства (в частности книжные), на ваш взгляд, войдут в историю? И как вы оцениваете слухи о скорой смерти печати и всеобъемлющих преимуществах интернета?

– Про слухи отчасти уже сказал выше. Уверен, что примерно то же можно сказать об издательствах: Интернет наступает, электронные книги тоже, но бумажные издания ещё очень долго будут востребованы. Знаю, что даже самые молодые читатели, которым вполне привычно читать с планшетов или ридеров, нередко предпочитают именно печатные книги.

А кто войдёт в историю, заранее не скажу. Знаю лишь, что некоторые издательства сумели себя так зарекомендовать, что без них и культурное наше пространство не пространство. «Амфора», например. Или издательства Дмитрия Буланина и Ивана Лимбаха. Или московский «Центрполиграф», который издал уже столько книг о нашем Санкт-Петербурге, что никакому советскому Лениздату такой ассортимент и не снился.

А какая замечательная сейчас выходит детская и подростковая литература! Когда я вижу все эти издания, я со всей ясностью понимаю: книжное дело у нас не умерло, оно востребовано, оно живо и ещё долго будет жить. Как и газетное.