Перейти к содержимому
Главная страница

Михаил Кувшинов, «НИССА Центрум» о росте в кризис, развитии HP Indigo и успехе

kuvshinov_m-expo-2018

На фоне падения деловой и экономической активности, вызванного очередными благими намерениями властей вкупе с влиянием пандемии, отдельные секторы рынка показали и продолжают демонстрировать серьёзный рост. В частности, это ретейл, фарма и всевозможные онлайн- и ecommerce- проекты. В полиграфии также обозначились кризисоустойчивые оазисы — упаковка и этикетка. Последняя даже в большей степени, особенно цифровая. О том, с чем связана такая динамика, мы расспросили известного идеолога цифровизации полиграфии Михаила Кувшинова, заодно рассказавшего, почему в последнее время в России так много инсталляций цифровых печатных машин HP Indigo и отделочного оборудования, поставляемых компанией «НИССА Центрум».

— Михаил, позвольте поздравить вас с очередной установкой машины HP Indigo 12000 в «Экспертфото». Расскажите, пожалуйста, о ней немного подробнее.

— Расскажу, ведь «Экспертфото» — потрясающий бизнес-проект. Но последние месяцы у нас вообще выдались жаркими. С апреля мы отчитались о четырёх инсталляциях этикеточных HP Indigo 6900.

Новости о ещё двух будут в ближайшие дни, и обе машины запущены в Питере. Одна из них в типографии «Этиколь», у которой теперь две HP Indigo. Первую машину они приобрели в 2018 году, нарастили объёмы так, что одной машины стало не хватать, и естественным образом приобрели вторую.

И буквально два дня назад мы завершили инсталляцию у крупнейшего производителя этикетки в России — «Окил-Сато», где модель 6900 стала уже восьмой или девятой HP Indigo. Причём за последние годы «Окил-Сато» проапгрейдил все свои машины до самой актуальной комплектации и конфигураций самого последнего поколения, которое есть в этом формате.

— Убедительные объёмы. А как развивались поставки послепечатного оборудования для цифровых машин?

— Жаловаться грех, за последний календарный год «НИССА Центрум» поставила больше финишной техники AB Graphics, чем, пожалуй, за три любых предыдущих. Причём тенденция усиления спроса на финишное оборудование в узком рулоне сохраняется.

Одно дело «Цифровая фабрика пакетов» на LabelExpo и совсем другое — сейчас у нас, в России. «Азимут Принт» в очередной раз доказал, что они во многом пионерская организация.

Так, в «Азимут Принте», где мы, в частности, запустили одну из машин ABG Digicon 3 в этом году, ведём инсталляцию первой в России пакетоделательной машины Karville KS-DSUP-400-GSW. Жаль, из-за пандемии поставка несколько задержалась. Уникальность машины в исполнениях GS и GSW в том, что она делает пакеты из узкого рулона, чего раньше не было на рынке вообще. Исторически гибкие пакеты делались из среднего или широкого рулона, огромными тиражами. Широкорулонных флексографских машин много. Не было никакой потребности делать эту продукцию из узкого рулона.

Но когда мы говорим о цифровой печати, то машин среднего формата в России две, обе HP Indigo, причём только одна из них работает в гибкой упаковке, в Danaflex, а другая используется в коммерческой печати. А узкорулонных машин многие десятки. Поэтому история становится актуальной, когда мы говорим о пакетах, сделанных цифровым способом, тиражи которых составляют несколько сотен или тысяч.

Первая часть вопроса в том, что запускать такой короткий тираж на широком рулоне само по себе достаточно дорогое удовольствие. А вторая — в том, что классическая пакетоделательная машина может потребовать много материала на приладку. И Karville, так же как в своё время создал решение по термальной ламинации для небольших цифровых тиражей — ламинатор T-800, разработал решение и для цифровых задач производства гибких пакетов — линию машин KS-DSUP-400.

Одна из задач, которую они решили, это очень быстрая перенастройка. Причём она и быстрая, и экономная по материалу, машина настраивается в специальном медленном режиме и только потом выходит на крейсерскую скорость. Появилась возможность делать цифровые тиражи пакетов, именно KS-DSUP-400 стоят во всех предприятиях ePac в едином технологическом комплексе с HP Indigo 20000.

А второй шаг, который они сделали, это модификации с индексами GS и GSW с зарядкой из трёх рулонов, использующихся для боков и донышка пакета, того самого дойпака или пауча. По-русски, наверное, будет стоячий пакет, но термин не очень популярен. Кстати, и в английском та же проблема с терминами. Пакет-подушку британцы называют французским словом «саше». В общем, саше — это трубка, заваренная с двух сторон. А пауч — пакет, в котором донышко при наполнении разворачивается, что и делает его устойчивым.

Одно дело, когда всё это видишь как только что представленную на LabelExpo концепцию под лозунгом «Цифровая фабрика пакетов», и совсем другое — когда это уже сейчас появилось у нас в России. «Азимут Принт» в очередной раз доказал, что они во многом пионерская организация. Думаю, мы запустим линию в самое ближайшее время, и тогда можно будет написать об этом подробнее.

— Вернёмся к «Фотоэксперту» и установленной у них новой машине HP Indigo 12000. Можете объяснить, зачем им столько, у них ведь самый большой парк «Индиго»?

— Самый большой парк машин HP Indigo в России в «ОКИЛ-Сато». В «Фотоэксперте» в штуках меньше — шесть. Но если считать по запечатываемой площади, то, да, можно назвать «Экспертфото» самой большой в России типографией с машинами HP Indigo, поскольку у них они существенно большего формата. Это три машины второго формата, одна первого и две третьего.

Все они загружены печатью продукции их основного профиля. В «Экспертфото» сумели перейти от печати фотографий к производству продуктов, включающих фотографии. Например, у меня дома есть уже несколько фотокниг с первыми фото дочек, которые бывшая жена сама делала в фирменном приложении, вставляла фотографии, оформляла и потом печатала в нескольких экземплярах — для себя и ближайших родственников.

И есть ещё ряд таких продуктов. Это, к примеру, свадебный альбом, выпускной альбом, детсадовский. Сейчас у меня младшая дочка окончила детский сад, и они печатали такой альбом. И я вижу, что он был, естественно, отпечатан цифровым способом, и вполне может быть, что и в Netprint (Netprint — одна из торговых марок «Экспертфото»). То есть они сумели создать для цифровой печати рынок, своего рода «олигографию» («немногопись»), если будет позволено сконструировать такой термин по аналогии с «полиграфией».

— Расскажите, каким образом пересеклись ваши пути c «Честным знаком»?

— После непростого и небыстрого внедрения казённой ЕГАИС на алкогольном рынке государство, с одной стороны, убедилось в крайней полезности для фискальных целей самой идеи сквозного отслеживания товарооборота и маркировки продукции, а с другой — в сложности задачи, требующей значительной гибкости подходов. Поэтому к решению был привлечён частный бизнес — был организован Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), создающий национальную систему цифровой маркировки «Честный знак». Бренд «Честный знак» получил широкую известность. Начали с шуб, получили потрясающий эффект: налоговые сборы выросли многократно. Постепенно добавлялись фотокамеры, шины, велосипеды и обувь. Заметьте, не такие и массовые товары, если сравнить с продуктами питания.

Первыми действительно массовыми товарными группами стали табак и фарма. Но обе производятся на очень ограниченном числе специализированных предприятий, что существенно упростило задачу. Производитель товара, производитель упаковки, маркировщик — обычно одно и то же предприятие. Видов упаковки табачной продукции не так и много. Лекарства крайне разнообразны, но не их упаковка. Кстати, именно в применении к фарме особенно очевидна и вторая сторона проекта — возможность проверки подлинности товара непосредственно потребителем. За табаком и фармой настала очередь молочной продукции, которая и по разнообразию и по сложности отраслевой логистики на порядок более сложная товарная группа.

ПАК сервис-провайдера будет работать со множеством систем печати. Но типографиям, оснащённым HP Indigo, внедрять и отлаживать процесс будет много проще и дешевле.

Важнейшее отличие — повсеместное вовлечение типографии в производство этикетки и упаковки. Концепцию оборота кодов пришлось уточнять, введя понятие «сервис-провайдер». Простыми словами, это типография, а официальным языком — «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие по поручению участника оборота товаров преобразование кода маркировки в средство идентификации и нанесение средства идентификации на потребительскую упаковку, и/или на этикетку, и/или на стикер с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции, печати и валидации». Упомянутый программно-аппаратный комплекс (так называемый ПАК сервис-провайдера) пришлось разрабатывать с нуля. И первой, эталонной системой, с которой он начал работать, стала именно HP Indigo — по трём очень понятным причинам.

  1. Очевидно, что на цифровой печатной машине отлаживать процесс печати кодов неимоверно проще
    и дешевле, чем на флексомашине, в которую параллельно придётся устанавливать впечатывающие головки.
  2. В цифровой печати упаковки и этикетки HP Indigo занимают доминирующее положение и в России
    и в мире — две трети рынка. А на крупных производствах доля близка к 100%.
  3. HP Inc. — один из мировых IT-лидеров, и HP Indigo работает на базе открытых стандартов, интеграция была проведена с использованием механизма JDF/JMF.

Понятно, что ПАК сервис-провайдера будет работать со множеством систем печати, прежде всего высокоскоростными впечатывающими головками, устанавливаемыми в печатную машину — например, Kodak, как самыми быстрыми на рынке. Но типографиям, оснащённым HP Indigo, внедрять и отлаживать процесс будет много проще и дешевле.

Резюмируя: со стороны государства возникла потребность в отслеживании товарооборота посредством напечатанной цифровым способом метки. Она решается профессионалами. Мы же оказались в нужном месте в нужное время и располагали необходимыми компетенциями в одной из областей. Это помогло развитию важнейшего национального проекта и обеспечило конкурентное преимущество типографиям, использующим HP Indigo.

— А каким образом вы оказались в истории с RFID-бумагой?

— Да всё тем же, просто машина хорошая. В Зеленограде есть компания ISBC — предприятие, в своё время попавшее во все мировые новости. Они продали свою интеллектуальную собственность компании Apple (речь о торговой марке Airtag — Прим. ред.). Один из важнейших проектов ISBC — производство бумаги с RFID собственной разработки. Бумагу для практического использования в виде тех же ярлыков, к примеру, необходимо запечатывать, а микросхемы и антенны не очень любят, когда их нагревают и гнут. «Оказалось», что на HP Indigo бумага с RFID запечатывается прекрасно, потому сама ISBC использует поставленные нами две HP Indigo. Запечатывать бумагу с RFID на ксерографических машинах труднее: выше температура и не всегда прямой печатный тракт.

Сейчас ISBC продвигает эту бумагу с внедрёнными RFID-антеннами, применений у неё достаточно много. А мы информировали своих клиентов о том, что с HP Indigo есть и такая возможность, бумага сертифицирована HP.

— Как обстоят дела с загрузкой машин HP Indigo на фоне пандемии?

— FINAT опубликовал данные о том, что после десяти лет слабого роста на 0,5–1,5% в год в потреблении самоклеящейся этикетки, в пандемию её потребление выросло в целом по европейскому рынку (не только цифровому) на 8%. Я как раз сейчас анализирую наши цифры объёмов печати на HP Indigo для возможной публикации. В коммерческом сегменте заметное падение год к году. Но ситуация ощутимо выправляется. А в сегменте этикетки рост год к году настолько значительный, что перекрыл падение в коммерческом.

В результате за первое полугодие 2020-го напечатано на HP Indigo больше, чем год назад.

Рост загрузки естественным образом порождает рост спроса на оборудование. Наш плюс здесь ещё в том, что, поскольку мы продаём достаточно много машин, они для нас высоколиквидны. Это позволяет нам и производителю иметь некоторое пространство для манёвра и быстро исполнять заказы. Те установки, которые мы сейчас делали, финализировались уже во время весеннего кризиса.

Финишное оборудование делается дольше. Но и тут перед пандемией мы заказали производителю машину не под конкретного клиента, а под основные задачи — и она очень быстро нашла своего владельца.

— Является ли в таком случае приобретение цифровой этикеточной HP Indigo гарантией хорошего самочувствия компании в кризис?

— Гарантией точно не является — и грамотно организовывать бизнес необходимо, и вкалывать придётся. С другой стороны, бизнес с HP Indigo у людей получается — не зря после первой машины берут ещё и ещё.

Обязательно отмечу, что успешными являются гибридные типографии, где есть и флексо- и цифровые машины, каждая для своих задач. А вот гибридные машины, совмещающие в одной линии и цифру, и флексо, и т. д., и у нас и во всём мире распространены очень мало. Вероятно потому, что снижают гибкость производственного процесса. Хотя определение гибридной машины, конечно, размыто. Например, в Lean Group в Минске мы ставили HP Indigo 6900 в линию с ABG Digicon 3. Подобный комплекс может быть сконфигурирован на любую смесь цифровых и аналоговых операций: высечку, ламинацию, нанесение фольги, флексопечать. Это уже гибрид или две отдельных машины в линию?

— Михаил, а где же успехи в Питере?

— Только что две HP Indigo 6900 запустили — с них ведь разговор и начался. У кого-то результат лучше? Если соотнести объём цифровой печати на HP Indigo c валовым городским продуктом, то он, как и число установленных машин HP Indigo, в Петербурге существенно выше, чем в любом другом месте нашей страны, — за счёт рулонных машин для печати этикетки. Именно в этом сегменте у HP огромные преимущества, и коллегам из других компаний закономерно не удаётся убедить клиентов в обратном. Подчеркну, это масштабное цифровое производство, а не единичные машины. На питерской площадке у «ОКИЛ-Сато» пять или шесть HP Indigo, у «Алайте-СПб» — четыре.

Сегмент цифровых листовых машин существенно разнообразнее, во многих его нишах у коллег находятся конкурентоспособные решения. Например, в бюджетном сегменте. Ну а там, где клиент не усматривает явного технологического преимущества, вступает в силу хорошо известная особенность питерского рынка. Нет ни одного региона в России, включая, кстати, Москву, клиенты в котором настолько предпочитали бы локального поставщика. Проще из Питера продать в Москву, чем наоборот! Возможно, тут нас подводит консерватизм: у «НИССА Центрум» в Питере есть сервисный центр, но нет офиса продаж. Но мы продолжаем верить, что этот консерватизм здоровый.

— Как вы оцениваете состояние проекта Ланды в данный момент?

— Ланда — гений, причём не в одной, а в нескольких областях. Вот и сейчас он не пошёл в тот сегмент, где сегодня происходят основные истории в цифре. Из всего заявленного им на старте многообразия решений для выхода на рынок он выбрал сегмент с минимальным числом конкурентов — машину для картонной упаковки B1-формата. Ещё и везёт как ирландцу — Heidelberg с Primefire 106 слился как нельзя более вовремя! А вот получилась машина у Ланды или нет, это пока открытый вопрос.

Ланда сделал гораздо более гениальную вещь, чем нанография. Он показал, что человек на восьмом десятке лет может создать потрясающую инвестиционную историю.

Я с самого начала говорил, что предлагаемые им как нанография технические решения далеко не так убедительны, как их гениальная маркетинговая подача. И предсказывал, что вывод на рынок займёт у него вдвое больше времени, чем обещалось на старте. Времени прошло до первых инсталляций уже втрое больше. И все объявленные сейчас я бы сдержанно назвал бета-инсталляциями.

Важно понимать, что это струйная машина, важнейший её узел — головки. И этот узел Landa не производит. Он не имеет возможности, к примеру, встроить в головки полноценное дублирование. А струйная машина без дублирования начинает по чуть-чуть гнать брак, связанный с забиванием форсунок, как только начинает работать. Другое дело, что какое-то, обычно значительное, время брак остаётся в допустимых пределах и частично компенсируется за счёт соседних сопел.

Какой уровень брака допустим — очень тонкий вопрос. Это как битые пикселы на ЖК-экране. Нас долго уговаривали, что несколько штук не проблема и вполне допустимо. Только вот никто не хочет покупать ТВ даже с одним битым пикселем. Так же и с битой форсункой — не факт, что удастся конкретного клиента убедить, что вот этот прострел, который он видит своими глазами, это не брак, а приемлемое отклонение качества. Соответственно, со временем число битых форсунок растёт и приходит момент, когда головки придётся менять, как ни определяй уровень допустимого. Но это со временем — вначале картинка чудо как хороша, реальная статистика накопится за год, не раньше.

Есть ещё несколько потенциальных проблем, решаемых разными производителями с разным успехом, и пока не ясно, как эти проблемы адресованы у Ланды. Ну и на секундочку — деньги. Напомню, главное обещание ранней нанографии состояло в якобы ошеломляюще низких ценах на экземпляр. Типа плёнка нанотолщины, поэтому краски уйдёт в разы меньше, будет экономия, благорастворение воздухов, изобилие плодов земных… Сара, где рыба?

Но, с моей точки зрения, Ланда сделал гораздо более гениальную вещь, чем нанография. Он показал, что человек на восьмом десятке лет может создать потрясающую инвестиционную историю, заработав серьёзные деньги. А уж окажется эта история историей Цукерберга или Мавроди, посмотрим.

— Как бы вы охарактеризовали изменения в недавно представленной линейке новых машин HP Indigo?

— В новой линейке машин HP Indigo можно выделить три группы. В основной группе происходит не то чтобы фейслифтинг, а, скажем так, шлифовка, тюнинг.

Большая часть того, что сделано HP в нынешнем обновлении модельного ряда, это планомерное накопление улучшений. Революции нет, но изменения внесены существенные — программные, аппаратные (и в деталях, и в комплексе). Улучшили софт, поставили новый спектрофотометр, разработали новые краски, добавили ещё датчиков, что позволяет точнее диагностировать машину и не чинить, а предотвращать поломки, не дожидаясь их. Важный принцип: по желанию клиента нововведения доступны пакетом или по отдельности для более ранних машин, в том числе в поле.

И совсем другая история с машиной 100 K — поколение 5. Они разобрали по винтикам 12000-ю машину и с чистого листа построили новую, которая получилась на четверть быстрее. Технически — шедевр. Что с ней будет дальше коммерчески, я, честно говоря, не знаю, так как не знаю, насколько через несколько лет будет востребована коммерческая печать вообще. Её рыночная ниша съёживается как шагреневая кожа. Впрочем, реальность меня поправляет. Уже когда вычитывал этот текст, пришла новость о покупке ONLINEPRINTERS второй HP Indigo 100K. Рынок с моими сомнениями не согласен, и я слишком тороплюсь хоронить коммерческую печать. Просто она ещё стремительнее трансформируется в цифровую.

Вот в чём нет сомнений: HP Indigo v12, шестое поколение — совершенно точно революция. Какая конструктивная схема машин HP Indigo? Один барабан, на который последовательно наносятся краски. В v12 перенос стал параллельным: вместо одной красочной станции на семь красок — шесть на две краски каждая. Но по большому счёту они могут их поставить 4 или 34. И в каждой оставить одну краску или сделать четыре. Получается очень гибкая платформа.

Перенос стал параллельным: вместо одной красочной станции на семь красок — шесть на две краски каждая. Но по большому счёту они могут их поставить 4 или 34. И в каждой оставить одну краску или сделать четыре. Получается очень гибкая платформа.

Инженеры HP распараллелили процесс, расшили главную проблему, ограничивающую скорость печати. Они построили машину, которая стала работать на шести красках в шесть раз быстрее, грубо говоря. А если — тут я уже экстраполирую — печатать тремя станциями чётные рапорты, а тремя нечётные, производительность ещё удвоится. Да, такое удвоение для v12 пока моя фантазия. Но сам принцип удвоения скорости при печати чётных и нечётных рапортов в разных станциях давно отлажен в HP Indigo 8000. А печать в CMY, то есть EPM, тем более широко применяемая в HP Indigo практика. Так что инженеры HP сделали такой технологический задел, совершили настоящий квантовый скачок, который обеспечит возможность развития технологии и её адаптации в различные ниши на долгие годы. И это прямая и явная угроза флексографии уже не на коротких, а на средних тиражах.

— Да… и мы совсем забыли упомянуть про Scodix? Есть чем похвастать?

— Я бы поставил вопрос шире — про цифровую отделку, потому что это важное направление цифровой полиграфии. Металл, фольга, лак, тактильные эффекты, голограммы — одна из немногих областей, где полиграфический отпечаток может на голову превосходить картинку на экране гаджета. Это не нужно в новостной заметке, но неоценимо для премиум-продукта — будь то этикетка или свадебный альбом. Первую машину Scodix Ultra в России мы запустили этой весной и тоже в «Экспертфото». Машина Scodix работает с HP Indigo 12000 в едином технологическом комплексе, позволяя компании создавать уникальную ценность для своих клиентов. А нам с вами удалось интервью закольцевать — хоть переходи к первому вопросу!

Беседовал Александр Шмаков