Перейти к содержимому
Главная страница

Мечты сбываются, или Бегом за прибылью

chefranov-s

Можно с большой долей уверенности утверждать, что во времена Гутенберга центром создания прибыли (ЦСП) в полиграфии был сам печатный станок и набор литер. Впрочем, открытие, что для блеска отпечатка нужно добавить в краску свинцовый порошок, можно считать первым столкновением средневекового печатника со средневековым технологом за главную роль в печатном бизнесе. Столкновение это завершилось мирно, поскольку в те времена функции печатника, технолога и, возможно, владельца соединялись в одном лице.

Сергей Чефранов

На этой позиции ЦСП, по крайне мере в нашей стране, задержался надолго — почти до начала 2000-х. Мы помним печатников, чуть ли не рвущих на себе рубашку и заявлявших, что они знают лучше клиента, какого цвета трава и сколько циана добавить в небо. И часто это было правдой. Таких печатников приходилось беречь, приноравливаться к их характеру, иногда терпеть прогулы. Особенно остро эта ситуация стояла в девяностых, когда на российский рынок из внешнего мира уже пришли представления об истинном качестве полиграфической продукции, а имеющееся на тот момент оборудование в типографиях было не способно эти запросы удовлетворить. Когда в типографии пошло современное оборудование, роль хорошего печатника ещё более укрепилась. Это были времена большой маржи, с лихвой покрывающей ошибки организаторов производства и расчётов, и относительно низкой конкуренции — заказчик сам шёл туда, где стояли новые машины, где печатали хорошо.

Затем наступил второй этап — когда практически каждая типография влезала в долги, но устанавливала у себя новые машины, а большое количество печатников к тому времени поднаторели в управлении ими. Тут-то и подняла хитрую голову злобная гидра конкуренции за заказчика, которого сильно больше не стало, и на роль доброго молодца был назначен… технолог. Именно технологи типографий решали первый вопрос: как обеспечить требуемое качество за меньшую себестоимость, то есть с меньшим количеством ошибок. А затем технологи принялись решать второй вопрос: как из доступного всем сырья на одинаковом для всех оборудовании сделать что-то особенное. Таким образом, ЦСП в типографиях переместился от печатной машины в головы технологов. Надеюсь, они были по достоинству вознаграждены.

Но вскоре всё снова уравнялось и начался третий этап — продолжение борьбы за меньшую себестоимость переместилось в область автоматизации процессов. Сначала автоматизировали и в итоге оптимизировали производство (рабочий поток, планирование, учёт, мотивация), а затем и продажи (web2print и подобные системы). В типографиях появились незнакомые лица — консультанты, программисты. В результате упавшая было ниже плинтуса прибыль типографий снова стала подрастать, что даёт возможность переместить центр её создания в управление типографиями. Именно такие типографии, в которых хватило административной воли к переменам в управлении, пережили кризис 2008 года.

Но на этом ничего не закончилось. И сейчас мы находимся в начале четвёртого этапа, для которого характерно:

– современное оборудование у всех;

– грамотные печатники и технологи у всех;

– современные системы управления у всех.

Но жить спокойно не приходится, поскольку на старые рынки (особенно офсетный и флексо) выходят технологии с других рынков — цифровая электрография и цифровая струйная печать.

Особенностью нового оборудования является то, что оно не даёт возможности разгуляться ни печатнику, ни технологу, даже роль управляющего минимизирована. А другого ведь мы и не ждём от цифровых технологий. И в этой ситуации всё решается на стадии подготовки тиража — в дизайне и препрессе. Именно макет, подготовленный с учётом технических, технологических и процессных требований типографии, позволяет получить максимальную прибыль с первого раза. Следовательно, прибыль формируется в препрессе, и типографии должны инвестировать не только в новое оборудование, но и свои отделы препресса: учить их технологии, заботиться о мотивации специалистов. Сегодня и ещё завтра препресс будет «наше всё».

А дальше наступит пятый этап — технологии подготовки макетов станут настолько дружелюбными к клиенту (большую роль при этом сыграет шаблонирование на сайтах типографий), что и роль дизайнера снизится. И тогда все машиностроительные, технологические, управленческие достижения полиграфии сольются в одном лице — в продавце. От сотрудника отдела продаж типографии будет требоваться владение знаниями об особенностях машин, имеющихся в типографии, применяемых технологиях, владение навыками быстрого расчёта заказов и планирования производства с использованием соответствующих программных инструментов. Вероятно, что пятый этап закончится тем, что на рынке появятся рекламные и маркетинговые компании, сотрудники которых будут обладать перечисленными выше достоинствами. Им будет всё равно, где размещать заказ, так как возможности типографий будут равны. Именно в этих точках будет формироваться прибыль и оставаться большая часть маржи. Технология «печать по требованию» расширит границы и с книжного и визиточного рынка выльется на рынки этикетки и упаковки. Только очень ленивый квалифицированный продавец в этой ситуации не создаст своё агентство и только особо недальновидный владелец типографии позволит ему сделать это и не возглавит процесс. Помните, как наиболее продвинутые типографии создавали аффилированные с собой РА?

А сами производственные цеха типографий (возможно, объединённые в сети) вместе с машинами и специалистами станут «приложениями» к собственному или «независимому» отделу продаж, о чём, собственно говоря, большая часть директоров типографий и мечтает. А ведь мечты сбываются!

Так не пора ли отправлять менеджеров отделов продаж на практику в цеха?