Перейти к содержимому
Главная страница

Кросс-курс на преодоление кризиса

money-print-01

Александр Амангельдыев, один из первых среди московских аналитиков, пишущих о печатной отрасли, подвел первые итоги 2016 года. Применив собственную методику косвенной оценки затрат и приведя все многообразие полиграфической практики к единому знаменателю «типового заказа», эксперт получил следующий результат: предполагаемый годовой оборот российской офсетной печати должен составлять в 2016 году примерно 2,9 млрд долларов, что на 300 млн (11%) больше, чем в провальном прошлом году, на 100 млн (4%) больше, чем в упадочном 2014-м, и несколько меньше, чем в успешном 2013-м.

При этом в своей статье на сайте PrintDaily автор отмечает, что такая оптимистичная статистика входит в очевидное противоречие с оценкой ситуации со стороны многих директоров типографий, которые не видят позитивной динамики. По оценке участников рынка, денег стало ещё меньше. А. Амангельдыев объясняет это изменением кросс-курса доллара к евро и соответственно курсовой разницей, которая съедает дополнительно примерно 4% бюджета типографии.

Однако тут хотелось бы отметить такой нюанс. Цены на расходные и запечатываемые материалы рассчитываются, как и отмечает Амангельдыев, преимущественно в евро, а курс евро в 2014-2016 гг. планомерно снижался по отношению к доллару. Если сравнить курсы валют, то мы обнаружим, что соотношение доллара и евро изменилось в течение трех лет примерно с 0,73 до 0,94. Ещё немного, и они станут равны, как это было 15 лет назад.

Таблица и график. Курс доллара и евро в 2014-2016 годах

01/ 2014 04/ 2014 07/ 2014 10/
2014
01/ 2015 04/ 2015 07/ 2015 10/
2015
01/ 2016 04/ 2016 07/ 2016 10/
2016
01/ 2017
Курс доллара 32,96 35,68 34,20 39,63 57,99 55,40 55,87 64,49 73,93 67,68 64,24 63,21 59,5
Курс евро 45,07 49,22 46,57 50,35 70,05 59,86 62,04 72,64 80,54 76,25 71,17 70,41 63,28
Кросс-курс доллар / евро 0,73 0,725 0,73 0,79 0,83 0,93 0,9 0,89 0,92 0,89 0,9 0,9 0,94


А это значит, что если пересчитать затраты на полиграфические материалы в 2014-2016 гг. из евро в доллары, то окажется, что с каждым годом на покупку одного и того же количества материалов требовалось относительно меньшее количество американской валюты.

Получается, что обороты полиграфической отрасли в пересчете на доллары не увеличиваются, а уменьшаются за счет перемены с соотношении между европейской и американской валютой. Если совершать покупки материалов в евро, а продажи печатной продукции подсчитывать в долларах, то может показаться, что денег в обороте становится меньше, но они не съедены курсовой разницей, а скорее наоборот. Купить на них можно больше, потому что за доллары дают все большее количество евро. В середине 1990‑х гг. сходный процесс имел место во взаимоотношениях между долларом и рублем, причем со временем сокращалась относительная покупательная способность не рубля, а доллара. Тогда темпы роста рублевых цен и зарплат опережали темпы роста курса доллара, что обеспечило рост долларовых доходов населения и платежеспособного спроса. А поскольку этот эффект достигался благодаря мерам по искусственному поддержанию курса рубля, попутно возникло перенапряжение финансовой системы, за которое пришлось заплатить дефолтом 1998 г. Это уже макроэкономические манипуляции, оставим их специалистам и вернемся к печатной отрасли.

Московский аналитик отмечает, что прирост в офсетной печати достигнут не за счёт роста числа коротких заказов, которые продолжают уходить в цифровую печать а благодаря удлинению тиражей, преимущественно в печати упаковки и торговых каталогов. Объяснение разумное, но достаточное только для того, чтобы обосновать появление упомянутых дополнительных 11 %. Однако реальный прирост должен был быть гораздо существеннее, ведь надо было также выдержать ещё одно, новое падение курса национальной валюты во второй половине 2015 г. практически на 1/3 и компенсировать неизбежные потери, связанные с сокращением бюджетов, выделяемых клиентами на выполнение полиграфических заказов, снижением потребительского спроса и другими кризисными явлениями, не способствующими росту оборотов полиграфического производства. Неизвестно, как и какой ценой удалось это сделать, но понятно, что выдержавшие такой удар имеют право намного увереннее смотреть вперед.

Андрей Антоненко