Перейти к содержимому
Главная страница

Издатели не банкротятся

amfora-logo

С утра в кафе при «Книжной лавке писателей» на Невском обсуждали между прочими новостями и судьбу издательства «Амфора», у которого заморожены счета, а кредиторы грозят уголовным преследованием по статье о мошенничестве. А ведь совсем недавно, в 2014 году выручка издательства составила 0,5 млрд и прибыль была 40%. Даже по итогам прошлого года «Амфора» заняла 29-е место в рейтинге российских издательств: почти 400 книг за год общим тиражом более 4 млн экз. (статистика Российской книжной палаты).

Андрей Антоненко, редактор журнала «Национальная библиотека».
Андрей Антоненко, редактор журнала «Национальная библиотека».

Всего же за 18 лет работы выпущено 70 млн экз. книг, а место, занимаемое «Амфорой» в ее лучшие времена, было в первой десятке, по соседству с «Азбукой» и «Питером». Основатель, владелец и глава «Амфоры» Олег Викторович Седов работает в издательском бизнесе более 20-ти лет, занимая самостоятельно найденную нишу качественной печатной продукции для среднего класса — от модной и прогрессивной молодежной литературы под брендом Red Fish до более чем респектабельных классиков уровня Умберто Эко и Хулио Кортасара. Так что если о его роли в отечественной книжной культуре и можно дискутировать, то только пытаясь каким-то способом измерить её количественно, но сам факт уникального вклада в российское книжное дело неоспорим.

И какое это всё имеет значение, если Следственному комитету достаточно устроить в редакции «маски-шоу» с обыском и изъятием документов, как уже слышится издалека: «держи вора». Еще не разобрались толком, кто кому и сколько должен: это «Амфора» задолжала 8,5 млн невыплаченных налогов, по поводу которых возбуждено дело и наложен арест на имущество, или по налогам долги погашены, как утверждает ответчик, и уже налоговая инспекция должна вернуть «Амфоре» 30 млн в виде льготы по издательской деятельности. Ведь две совсем разные истории могли бы получиться, но «за неуплату налогов» — это у нас теперь такой социальный маркер, который хуже, чем приговор, потому что негде обжаловать. И ничего не сделать при замороженных счетах, что достаточно традиционно для нашей деловой практики — контрагент не может ответить, потому что он предварительно обездвижен. И издатель обращается ко всем с открытым письмом и просьбой о репосте.

Вполне понятно желание типографий получить плату за отпечатанные книги, включая и обоснованные претензии ведущего кредитора — «Парето-Принт». Директор типографии говорит с осуждением об ошибке руководства, неверной бизнес-стратегии и финансовой политике, а так же о том, что не наблюдает других случаев банкротства среди ведущих российских книжных издательств (fontanka.ru/2016/07/15/178/)  Действительно не наблюдает, потому что издателей не банкротят до конца, только работающее издательство имеет капитализацию и может гасить долги. Издатели просто переуступают права собственности и поэтапно отдают бизнес «в хорошие руки». Так что поиски инвестора, который обеспечил бы финансовую санацию издательства «Амфора», могут вероятно вестись в том же направлении. Тут и искать не надо.

Обратимся лучше к историческим аналогиям. Во второй четверти  позапрошлого века незаурядный издатель Александр Филиппович Смирдин после многих лет успешной деятельности допустил ошибки в тиражной политике, вложив все оборотные средства в книги и не приняв в расчет ухудшение экономической конъюнктуры. В том числе не скупясь платил авторам. Не помогла даже поддержка правительства — а стоит заметить, что самодержавный режим пытался прийти ему на помощь. В итоге А. Ф. Смирдин признал себя банкротом, но никому и в голову не пришло подозревать его в злоупотреблениях только потому, что от него отвернулась удача. Репутация издателя осталась незапятнанной, благодарные авторы даже выпустили благотворительный сборник статей в память о нем.

И другая издательская репутация, еще при жизни оскверненная недоброжелателями. В первой четверти прошлого века успешно продвигал русскую литературу в России и за рубежом Зиновий Исаевич Гржебин, которого одни авторы считали своим благодетелем и подвижником книги, а другие — злым гением русской литературы, который обирает авторов и партнеров, паразитируя на печатном слове. И вот уже 100 лет те, кому не лень, продолжают обсуждать персональное дело З. И. Гржебина, а мы вероятно никогда не узнаем доподлинно, кем же он был на самом деле. Кем надо быть, чтобы во время гражданской войны заниматься, несмотря ни на что, издательским делом? Там, где книгоиздание продолжается в невозможных условиях, и бизнес трещит по швам, слишком высокой платой за упорное нежелание идти ко дну могут стать непоправимые репутационные потери.

Но вернемся к разбитой «Амфоре». Которую возможно еще удастся склеить, но дело не только в этом. Книгоиздание — необычный род занятий, с одной стороны коммерция, а с другой — гуманитарная и общественная деятельность. Которая всегда нуждается в государственной поддержке, а в сложившихся непростых обстоятельствах становится невозможной в принципе без государственно-частного партнерства. О чем лучше всех говорит сам О. В. Седов.