На выставке «Упаковка 2019» российское подразделение компании Konica Minolta выступила партнёром конференции «Дня цифровых инноваций в упаковке и этикетке», организованную журналом Publish, где специалисты компании сделали содержательные доклады о современных рыночных тенденциях. Все участники мероприятия получили презенты, оправленные в персонализированную упаковку, отделанную выборочным цифровым лаком и объёмными надписями из фольги при помощи оборудования MGI, предлагаемого компанией для цифровой отделки полиграфии. После мероприятия нам удалось взять интервью у главы российского подразделения Konica Minolta Николая Дмитриева.
— Николай, как вы оцениваете итоги прошедшего года и перспективы печатного оборудования Konica Minolta на российском рынке?
— Если говорить о нашей компании глобально, то этот год был лучше прошлого. А если говорить о полиграфии, то мы видим значительный рост продаж нашего уже традиционного продукта — профессиональных цифровых печатных машин, в том числе
в Петербурге.
Этот год будет непростой, но мы также ожидаем некоторого роста и будем активно работать в этом направлении. В том числе представим много новых интересных продуктов для полиграфии, которые станут предвестниками выставки drupa в следующем году. Мы всё серьёзнее заходим на рынок индустриального печатного оборудования. И практически всё поставляемое нами оборудование представлено в нашем шоу-руме в Москве.
В прошлом году мы существенно обновили и представили российскому рынку нашу этикеточную машину. На данный момент у нас менее десяти инсталляций этих машин в России, но мы только в начале пути.
В определённом смысле мы находимся в уникальной рыночной нише. Это лучшая машина на рынке в соотношении «цена – качество». С другой стороны, у неё есть некоторые нюансы, в частности отсутствует белый цвет. И российский рынок, в отличие от европейского, относится к этому очень ревностно: «обязательно нужен белый». Но на массовом рынке очень много продукции без белого цвета, и с этими задачами наша машина справляется идеально.
В коммерческой полиграфии мы развиваем также направление постпечатной отделки. Нам принадлежит инвестиционный пакет акций компании MGI. И мы активно продвигаем это оборудование в сектор коммерческой полиграфии. Показательной стала наша недавняя инсталляция MGI JETvarnish 3DS в известную московскую цифровую типографию «МДМпринт». Год назад наш партнёр — компания SupplyLand, поставил аналогичную машину в Санкт-Петербург. Она также успешно работает, и сейчас на ней производится продукция не только для петербургского, но и для московского рынка.
Есть ещё несколько типографий в Москве, где установлено оборудование MGI, но они не работают на рынок. Машина в книжной цифровой типографии Т8 может наносить только лак, и они лакируют только свои обложки. Есть типография Hatber, которая выпускает тетради. У них оборудование тоже встроено во внутренний производственный цикл, и они не работают на сторонние заказы.
Это оборудование с опциями отделки фольгой и 3D-лаком также установлено у нас в шоу-руме. И мы уже сделали ряд интересных проектов. В частности, проект с персонализированной и богато декорированной обложкой журнала Publish, и с журналом «Курсив». Знаем мы и о регулярных экспериментах с фольгой и объёмным лаком на обложке, которые делает журнал «Полиграфия Петербурга».
— Насколько актуальна и востребована эта технология, на ваш взгляд?
— Полтора года работает машина MGI работает в нашем шоу-руме. Мы проводили много демонстраций, собирали необходимую экспертизу. Потому что технология, которую использует MGI JetVarnish 3DS, даёт цифровой полиграфии очень много возможностей, с которыми необходимо научиться работать. Это объёмный лак, различные комбинации фольги
и текстуры. Некоторые думают, что цифровая отделка — это просто альтернатива аналоговым технологиям: конгреву, тиснению фольгой и трафаретной печати, но это не так, на самом деле эта технология даёт гораздо больше возможностей. И здесь необходимы изменения в дизайнерской среде, в сознании самих дизайнеров.
И мы проводим необходимую работу для популяризации этой технологии. В прошлом году мы организовали и успешно провели с журналом Publish конкурс «Твори. Пробуй. Блистай» для дизайнеров. Эта работа будет продолжена.
— Ваша компания также предлагает программные решения для полиграфического рынка. Насколько успешно развивается в России это направление?
— Здесь необходимо разделить направление программных решений Konica Minolta на две части — всё, что касается автоматизации бизнес-процессов, и то, что относится к работе с цветом.
Решения для работы с цветом мы продаём много и успешно, так как мы, пожалуй, единственная компания среди производителей цифрового печатного оборудования, которая разрабатывает и производит собственные спектрофотометрические приборы. И всё это делается, что называется, в одном доме и тесно интегрировано.
Все остальные конкуренты используют сторонние решения. У нас собственное оборудование для измерения цвета, и это направление активно растёт. Это не только полиграфия, это рынок текстиля, автомобильная промышленность, химическая промышленность, производство пластиков и многие другие отрасли, где используется наше оборудование, в том числе в России на различных крупных промышленных предприятиях.
И мы используем эти технологии в наших цифровых печатных машинах. В частности, в модуле управления цветом IQ Color Care, который позволяет полиграфистам быстрее выходить на тиражи и делать оператору цифровых печатных машин меньше настроек. Благодаря этому решению, машина настраивается и контролирует цвет сама. Но здесь необходима перестройка мышления внутри типографий, поскольку модуль позволяет полностью унифицировать процесс и не зависеть от оператора.
Решения для автоматизации типографий мы тоже предлагаем, но здесь есть некоторые сложности. Когда в полиграфии определённым образом сложились бизнес-процессы, то поменять их довольно сложно, прежде всего психологически. На это нужно время. В данный момент мы успешно ставим такие решения в отделы печати и корпоративные типографии, где у людей стоят несколько иные задачи. На российском полиграфическом рынке мы пока тестируем эти решения.
— Какой полиграфический сегмент на данный момент является основным для российского подразделения Konica Minolta?
— Главный и основной сегмент — это коммерческая полиграфия, в него уходит больше 50% наших объёмов поставок.
Следующий по значимости сектор — это тоже полиграфия, но только ведомственная, государственная. Это могут быть ведомственные типографии, типографии учреждений, к примеру филармонии, академии и университеты.
И третий по объёму рынок на данный момент, где нам есть куда расти, это корпоративный сектор — компании, которые используют наши решения для автоматизации бизнес-процессов и корпоративные типографии.
— Насколько важны для вашей компании регионы и какую долю составляют в обороте?
— Конечно, основные рынки сбыта — это Москва и Центральная Россия, Санкт-Петербург и юг, достаточно хороший спрос в Сибирском и Уральском регионе. Можно сказать так: наша доля в поставках цифрового печатного оборудования в регионах примерно такая же, как и в целом на рынке. Какие-то регионы сильнее, к примеру Южный федеральный округ — там исторически было наше сильное представительство, много наших партнёров и прямых клиентов. В последние годы очень активные продажи начались в Петербурге.
Действительно, в прошедшем 2018 году тенденция роста поставок цифровых печатных машин Konica Minolta в типографии Санкт-Петербурга продолжилась. Оборудование компании теперь установлено в таких полиграфических предприятиях, как «НП-Принт», «ПСП-принт», «Майер», «Лесник», «Павел ВОГ», «Яркое впечатление», CIFRAONLINE, «Фотогородок» и многих других. Массовые инсталляции в сектор профессиональной полиграфии являются достаточно знаковыми и означают, что полиграфисты «распробовали» новые технологические и бизнес-решения, которые предлагает Konica Minolta. Интригуют и новинки, которые готовятся к drupa, но здесь, как говорится, ждём новостей, тем более что ждать осталось недолго.
Беседовал Александр Шмаков