Одним из самых ярких на выставке Printech стал стенд компаний «Нисса Центрум» и HP Indigo, устроенный под парящим облаком HP PrintOS. А основной фокус был на впервые продемонстрированном в России решении по производству цифровой этикетки: 7-цветной HP Indigo 6900 с премиальным белым и серебром и отделочного комплекса ABG Digicon Series 3, который лакировал, припрессовывал фольгу и высекал этикетки, заранее отпечатанные типографией «Мегафлекс» на рулонных материалах Avery Dennison.
На выставке нам удалось побеседовать с директором по развитию бизнеса компании Михаилом Кувшиновым.
— Михаил, вы вернулись к полиграфии после довольно продолжительной «отлучки» в IT-строительство в сентябре прошлого года. Какие изменения произошли в нашей отрасли за время вашего отсутствия, на ваш взгляд?
— Отрасль изменилась. Прежде всего, в связи с тем, что давление со стороны интернета всё более и более нарастает. Всё, что может уходить в сеть, туда продолжает уходить, в результате полиграфия как носитель информации любого вида, кроме торговой, оказывается на тающей льдине. Сеть, Интернет, будет основным движущим фактором, я не побоюсь этого слова трендсеттером.
Огромные деньги вкладываются в то, чтобы доставить информацию до покупателя непосредственно в момент, когда он совершает или готовится совершить решение о покупке. Это Google в широком смысле слова, это интернет-реклама, ради которой собирают персональные данные, реклама, на которую уходит, наверное, несколько процентов энергопотребления человечества, чтобы доставить информацию человеку именно в тот момент, когда он собрался что-то купить. Причём, чтобы, когда он ищет сапоги, ему транслировалась реклама о сапогах, а когда йогурт — чтобы о йогурте.
Так вот, упаковка имеет потрясающее свойство автоматически оказываться в том месте, где клиент собрался совершить покупку. Именно поэтому упаковка и этикетка остаются наиболее зелёным оазисом в мире полиграфии. И он будет оставаться зелёным ещё и потому, что упаковка практически стопроцентно окажется в поле зрения потребителя не только в магазине, но и в Сети.
Это главное изменение — съёживается информационная часть полиграфии. Где на профильных выставках сейчас есть хоть что-то про газету, книгу или листовки? Даже люди, в жизни не запустившие ни одной цифровой машины, — они тоже собираются в цифровое будущее.
[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»11776″ image=»11776″]
[image link=»11777″ image=»11777″]
[image link=»11778″ image=»11778″]
[image link=»11779″ image=»11779″]
[image link=»11780″ image=»11780″]
[image link=»11781″ image=»11781″]
[image link=»11782″ image=»11782″]
[image link=»11783″ image=»11783″]
[image link=»11784″ image=»11784″]
[image link=»11785″ image=»11785″]
[image link=»11786″ image=»11786″]
[image link=»11787″ image=»11787″]
[/images]
Михаил Кувшинов на конференции о цифровой трансформации типографий, экспозиция компании «Нисса Центрум» и стенды типографий, владеющих HP Indigo.
— Есть мнения, что сейчас уже практически сравнялись по объёмам печати тонерная и струйная цифровые технологии. Насколько по вашим оценкам технология сухого тонера достигла своего пика и ей просто дальше некуда развиваться и где между этими полюсами место технологии HP Indigo?
— Если мы говорим о книге, которая содержит в основном текст, то в её производстве доминирует струйная печать и серьёзную долю занимает сухая электрография. Если мы говорим о фотокниге, то там струя имеет слабые позиции, а львиную долю занимает технология HP Indigo и сухой тонер, просто потому что там есть множество более простых и более дешёвых машин. И здесь проходит первая граница между электрографией и струйной технологией. С чем это связано? Прежде всего, с самой технологией струйной печати, где сопла должны быть очень тонкие, с комариное жало — иначе не будет нужного разрешения. И частицы краски должны через них проходить на 100%. Если застрянет одна их миллиона — забьётся сопло. Плюс краска должна быть менее вязкой. То есть на единицу пигмента нужно больше носителя. Поэтому себестоимость струйной краски всегда будет выше, чем электрографической. Условно говоря, если у нас краскозаполнение листа высокое, а не 5%, то струя проигрывает.
Когда мы говорим об этикетке, здесь есть очень интересный момент — постоянно, из года в год идёт падение доли струйных технологий.
Яркий пример Jetrion, который был у EFI, и от которого компания, несмотря на то, что это был яркий бренд, избавилась. Видимо, потому что сочла это направление неперспективным. Курицу, несущую золотые яйца, не продают. Xeikon, который приобрёл эти активы, тоже не кладёт все яйца в одну корзину, у них есть и тонерные машины.
Согласно последним данным соотношение электрографии и струйной печати в цифровой этикетке 76 на 24 процента, и львиную долю в электрографии занимает наша технология HP Indigo ElectroInk.
Прогнозы экспертов относительно превосходства струйной печати насчитывают уже как минимум лет десять, и всё это время мы ждём — когда же это случится. Поэтому я не верю, что струйная технология вдруг резко завоюет рынок этикетки и упаковки. Но если мы говорим о сегменте картонной и особенно гофрокартонной упаковки, то там картина несколько иная, и она связана с тем, что это очень большеформатная продукция. У струйной технологии здесь преимущество и она, несомненно, будет доминировать.
Поэтому единого рецепта нет, кому-то нравится поп, кому-то — попадья, а кому и попова дочка.
— Есть ли, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития у технологий, основанных на сухом тонере?
— Я не являюсь большим экспертом в этой технологии, но судя по тому, что в последнее время не было существенных подвижек в сухом тонере, то оно им и не очень надо. Хотя что-то и происходит — дополнительные цвета появляются. С другой стороны, есть вариант делать тонер ещё более мелкозернистым, хотя здесь возникает большая опасность для здоровья, попавшие в воздух микрочастицы трудно уловимы и очень опасны для здоровья.
Наша технология с этой точки зрения гораздо безопаснее, потому что у нас частицы красителя находятся в связанном состоянии в виде чернил, имеющих вязкую консистенцию близкую к сметане, если угодно. Жидкостная технология ElectroInk сейчас испытывает серьёзное развитие. Мы сделали полноценную серебряную краску, причём чтобы использовать её, не нужно покупать новую машину, как в нелёгком случае некоторых наших коллег. Или у нас уже была краска, светящая в темноте, теперь добавилось ещё два флуоресцентных оттенка, у нас появляются краски устойчивые к выцветанию и т. д.
Плюс постоянно идёт снижение стоимости запечатывания квадратного сантиметра печатного материала. Справедливости ради скажу, что оно идёт во всех технологиях, но не столь быстро, как всем хотелось бы. Когда я начинал заниматься цифровой печатью, отпечатанная страница продавалась за доллар, а сейчас?
— Рынок сейчас предлагает ряд относительно дешёвых тонерных решений для печати этикетки. Насколько они являются конкурентами HP Indigo?
— Абсолютное лидерство HP Indigo в этой области и в России, и в мире свидетельствует о том, что именно эти решения наиболее экономически эффективны, если всё аккуратно посчитать. Предприятиям в принципе, всё равно какая технология в машине. Их интересует: сколько надо заплатить сразу, сколько будет стоить в процессе и «до какой степени я смогу удовлетворить своих клиентов».
По первому пункту в России у нас есть финансирование от HP FS, по которому идёт львиная доля всех поставок, и стартовый платёж при определённых условиях может быть даже нулевым. А дальше уже начинается история «сколько будет стоить месяц эксплуатации машины и сколько она за это время принесёт». Другой момент, что если у клиента нет кредитной истории, нет бизнес-плана и т. п., то он может выбрать и принтер вместо цифровой печатной машины. Но дальше он неизбежно попадёт в технологические ножницы. Он обнаружит, что приобретённый агрегат не может делать того, что реально требует рынок, и в лучшем случае загружен процентов на 30, а в худшем — пылится в углу. Такие инсталляции есть и я их приветствую, потому что они отучают типографии покупать, исходя из сомнительных соображений экономии.
— Если взять другой край цифровых печатных технологий и вспомнить про нанопроект Ланды, что за проблемы, которые не позволяют уже почти десяток лет приблизиться к реальности, там, на ваш взгляд?
— Я думаю, там нет ни одной проблемы. Проблемы у тех, кто в это поверил. Отличие проекта машины Ланды от других струйных машин прежде всего в том, что перенос изображения осуществляется через гибкий ремень, а он, как ни крути, тянется, соответственно, совмещение оказывается величиной нестабильной.
В целом, я думаю, что это был такой гениальный маркет-хайп, чтобы собрать денег и посмотреть что получится. Вроде пока не получилось. Который год ждём. Так что проблемы у тех, кто всё это оплатил.
А Ланда… Это такой человек… Увлечённый. Я, к примеру, нашёл у него патентную заявку, где он запатентовал вечный двигатель. Понятно, что он не собирался его строить. Так и с наномашиной, ещё при жизни Ланды должно произойти чудо, чтобы машина пошла в серию. А ему уже 72… Так что мой нынешний прогноз пессимистический.
— Возвращаясь к «золотой середине» цифровой печати, к HP Indigo, а то мы как-то совсем обошли её стороной, какие особенности технологии и её реализаций в виде отдельных моделей, вы бы обозначили в качестве ключевых и наиболее значимых?
— Секрет успеха HP прежде всего в фокусировке и комплексном подходе. Пазл складывается из множества хорошо подогнанных друг к другу кусочков. Фундаментальная цель — даже не продажи оборудования, это лишь средство. Главное — объём печати, и он уже который год растёт на ЦПМ HP экспоненциально.
HP успешно борется за то, чтобы всё большая доля всей печати была цифровой. Отсюда акцент в оборудовании на приложения с высокой загрузкой — будь это листовые или рулонные машины, на большой формат. Ещё недавно идея ЦПМ формата B2 и B1 казалась далёкой перспективой. Сегодня HP Indigo 10000 и 12000 (В2) и HP Indigo 20000 (B1) успешно работают в России.
И не по одной штуке, занимая 100% этого рыночного сегмента в стране. Хочу отдельно упомянуть HP Scitex 17000, который был сконструирован именно для печати гофротары. Система проводки материала позволяет работать с гофрокартоном практически любого качества, что является уникальным преимуществом. Думаю, в гофре у цифры большое будущее.
Другие части пазла не менее важны, чем оборудование. Расходные материалы, позволяющие печатать продукцию так, что цифровая часть тиража не отличается от аналоговой. Управляющее программное обеспечение, например, не имеющий аналогов Smart Stream Mosaic, позволяющий автоматически генерировать уникальные дизайны. Облачное ПО уровня предприятия Print OS. И, последнее по списку, но никак не по значению — сервисная поддержка и оперативная доступность запасных частей, вплоть до хранения пополняемого их запаса на территории заказчика.
— К тому, что HP Indigo на сегодняшний день некий эталон в сфере цифровой печати, многие уже привыкли и принимают как данность, хотя и недешёвую, а что компания рекомендует по части отделки и облагораживания печатной продукции?
— Основная наша рекомендация — это машины ABG Digicon, не зря мы их представляем на выставке. Это мощное, модульное, гибкое решение, которое отвечает большинству задач в этикетке. Я, кстати, довольно скептически отношусь к лазерной резке, так как форма этикетки гораздо стабильнее, чем контент. Поэтому мы предлагаем полуротационную высечку.
[images cols=»four» lightbox=»true»]
[image link=»11772″ image=»11772″]
[image link=»11773″ image=»11773″]
[image link=»11774″ image=»11774″]
[image link=»11775″ image=»11775″]
[/images]
Также HP в кооперации с американской компанией Digital FX сделали GEM — не имеющую аналогов рулонную машину для облагораживания этикетки. К примеру, GEM может производить тиражи с переменной фольгой в стыке с HP SmartStream Mosaic. Круто? Наверное, да. И у неё ещё целый ряд уникальных возможностей. Система рабочая, демонстрируется на выставках, и мы можем поставить её хоть сейчас. Другое дело, что эта система стоит практически как сама Indigo, и востребована будет лишь у предприятий чётко понимающих для чего она им нужна. Возможно, когда потребность в вариативном облагораживании будет востребована рынком, эта машина станет более массовой.
— Михаил, подводя итог, как бы вы сформулировали выгоду предложения «Нисса Центрум» и HP Indigo?
— Я думаю, что из всех приложений полиграфии наиболее зелёные ростки находятся в упаковочном сегменте, это с одной стороны, гибкая упаковка, а с другой гофро, со складными коробками посередине. Мы собираемся развивать именно упаковочный и этикеточный сегменты. Мы искренне верим, что в России, как и во всем мире, эти сегменты будут расти быстрее рынка, причём не только полиграфического. К примеру, мы в этом сегменте растём на 15-20% в год по кликам.
Мы считаем, что наши технологии превосходны, они включают в себя высокую готовность оборудования и сервисную службу, время реакции которой измеряется минутами и часами, а не неделями и месяцами.
Мы пришли к тому, что ряд запасных частей хранится на площадке типографий, но принадлежит до поры производителю.
И третья часть букета — это финансирование, которое у нас построено так, чтобы нам было выгодно, когда клиент не просто купил машину, а годами эффективно на ней работает.
Поэтому я думаю, что перспективы у нас замечательные. Мы нашли сегмент, который растёт быстрее рынка в национальной экономике (которая местами испытывает трудности) и в отрасли (которая испытывает трудности не местами). И мы будем использовать особенности нашей страны — большие расстояния, таможенные барьеры, импортозамещение.
Всё это ведёт к тому, что национальные локальные бренды будут подниматься, и наши клиенты, которые разбросаны по всей России, будут обеспечивать их необходимой продукцией, а это малые оперативные тиражи, которые глупо везти из-за границы или даже из отдалённого региона. Это то, что нам позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день — то, что мы местные, и то, что мы цифровые.
Беседовал Александр Шмаков