Перейти к содержимому
Главная страница

Формат А3: цифра vs. офсет

digital-vs-offset

В рамках весеннего петербургского форума Printpark состоялся интересный круглый стол, который, на наш взгляд, не получил должного освещения. В связи с этим редакция журнала «Полиграфия Петербурга» решила посвятить ему отдельный материал, представив в виде публикации выступления основных докладчиков мероприятия.

Модераторами обсуждения выступили Анри Мелуа (цифровая типография «Фабрика цвета») и Алексей Филатов («Санкт-Петербургская Образцовая Типография»). Вопросы, которые предполагалось обсудить, представил председатель Союза полиграфистов СПб Сергей Радванецкий. Они были сформулированы так: «Выживаемость типографий 3-го формата. Конкуренция с цифрой и большими форматами» и «Наступление цифры на упаковку. Неоправданные амбиции, или завтрашняя реальность». Тем обсуждалось много, упоминалась и установка Ricoh формата SRA3 в типографии «Премиум Пресс», и уход с рынка типографии А3-формата «Техмаркет», но основной интерес, как нам видится, представляют выступления директоров типографий, работающих в этом формате и сегменте рынка. Представляем их вам с небольшими сокращениями.

Анри МелуаАнри Мелуа, типография «Фабрика цвета»

— Есть мнение, что с офсетными типографиями третьего формата уже всё плохо, потому что, с одной стороны, давят типографии второго, и в особенности первого формата, на которых печать различной полиграфической продукции дешевле и можно делать сборные тиражи, а с другой стороны — давит цифра.

Другие говорят, что, наоборот, тяжелее всего жить второму формату, потому что третий формат шустрый, а второй сочетает в себе минусы и третьего, и первого, но не имеет плюсов.

Так как у нас в Питере в рекламном сегменте представлены такие яркие типографии, как «Капли дождя», «Литас+» и другие, мне, конечно, хочется, чтобы конкуренции с ними было меньше, но рынок таков, каков есть.

Какова ситуация цифровой типографии «Фабрика цвета» в третьем формате.
Мы не ощущаем конкуренции со вторым форматом. Машина загружена практически на 100%, почти каждый месяц мы делаем более двух миллионов кликов (2–2,4 млн), за исключением, может быть, февраля
(1,8 млн). Это хорошие показатели. Хотелось бы, конечно, поплакаться, как всё сложно, но положа руку на сердце скажу, что в третьем формате жить можно
и можно жить хорошо.

В то же время, когда я смотрю на типографию, например, «Любавич» или на некоторые другие и вижу, по какой цене они печатают, к примеру, книги, я в шоке. Когда нам нужно напечатать численники, мы заказываем их в типографии «Акцент», потому что у них получается дешевле, чем у нас на своей собственной машине. И казалось бы, что они все (типографии первого формата), работая по таким ценам, давно должны были бы разориться. Но нет, развиваются, покупают новые машины. Что-то здесь хитрое есть, непостижимое. И им хорошо, и нам, и никто почему-то не разоряется.

Игорь ЛюбомировИгорь Любомиров, типография «Капли дождя»

— Мы уже, страшно сказать, 26 лет работаем в третьем формате. Чтобы провести сравнение со вторым форматом, лучше было бы спросить того, у кого есть и то и другое, например тот же «Любавич». Я действительно всегда говорил, что не люблю второй формат, считал, что это только кажется, что он может что-то отбирать и у большого формата, когда тиражи поменьше, и какую-то рекламную продукцию у третьего. Но на самом деле тот промежуток, когда экономически целесообразно печатать на втором формате, настолько мал, что практически уже схлопнулся. Многие сейчас приходят к пониманию этого. Так что конкурентом я вижу не второй формат, а сразу первый, и в этом направлении можно развиваться.

Считалось, что третий формат — это как детские штанишки, из которых со временем вырастаешь. Многие начинали с третьего формата, тот же Максим Румянцев после третьего купил второй формат, двухкрасочный, четырёхкрасочный, потом перешёл в первый, почувствовал вкус, купил ещё одну первого и ещё одну. А потом вдруг взял и купил машину третьего формата. Я считаю, неспроста.

Также я считаю, что качество печати в офсетном третьем формате принципиально лучше, чем в первом. Как минимум меньше играет бумага, поэтому допуски на совмещение, резку и так далее другие. И по цветопередаче, я считаю, что третий формат лучше. Мой опыт это показывает. Дело осталось за малым: убедить в этом заказчиков. Но так как я до сих пор тоже не разорился, видимо, в чём-то мне это удаётся. Мне говорят: это, наверное, потому, что у тебя стоит Anycolor. На что я отвечаю: слава богу, он у меня не стоит, он у меня работает.

Наши заказчики и заказчики большого формата не пересекаются. Для упаковки миллионными тиражами больше подходит первый формат, за каждый оттиск получается в четыре раза больше продукции. Но мы продаём короткие тиражи.

Помню, лет пятнадцать назад Алексей Филатов меня спросил: за сколько ты продаёшь час работы своей маленькой машинки А3-формата. Я по доброте душевной возьми да и скажи. «Ничего себе, — удивился Алексей, — пожалуй, я тоже куплю». И через время я узнаю, что он собрался покупать пятикрасочную машину третьего формата и её уже чуть ли не везут из Голландии. «Вот дурак, — думаю я. — Кто ж тебя за язык-то тянул». Но, слава богу, он передумал.

Когда мы начинали в 1992 году, типографий было немного и всё было вновь: ценообразование, конкуренция и т. д. С тех пор очень многое изменилось. Первое время я вздрагивал: «Ой, ещё одну машину третьего формата привезли». Сейчас уже в общем-то всё равно, одной больше, одной меньше. Но надо что-то искать для своих клиентов, надо выделяться.

Мы выбрали специфическую машину третьего формата. Решили: раз уж мы продаём приладки, значит надо делать их более эффективными. Поэтому купили машину Anycolor и получили существенный выигрыш и по стабильности цвета, и по быстроте переналадки. Поэтому у нас за 12-часовую смену может быть до 60 приладок, это наш рекорд. Есть клиенты, которые ценят качество третьего формата, поэтому я не вижу, чтобы была какая-то угроза выживанию.

Также у меня есть и цифра, и они с офсетом вполне друг друга дополняют. В отличие от многих других типографий у меня довольно часто встаёт вопрос, чтобы цифра попадала в цвет, потому что часто требуется допечатать какой-то тираж.
Эту задачу мы решили, и сейчас, когда у нас печатается качественный цветной журнал или каталог, я первый экземпляр печатаю на цифре и использую его как контрактную цветопробу. То есть у меня цифровая печать на тиражном материале такова, что я готов под ней подписаться, что такой будет и весь офсетный тираж. Есть клиенты, которые это ценят.

Дольше всех у меня простояла машина Xerox DС8000 («Венеция»), которую я купил в 2005 году. Она могла делать практически офсетную розетку. Она проработала 11 лет. Для цифрового оборудования это вечность, четыре поколения машин сменилось за это время. Я не работаю на улицу и не конкурирую с теми, кто печатает визитки. У нас цифровая машина не используется как в цифровом копишопе. Она работает для наших уже существующих заказчиков, когда им надо сделать что-то быстро или выполнить какие-то заказы с персонализацией. У нас достаточно много клиентов-производителей одежды, им требуются качественные ярлыки, бирки. И мы их печатаем и применяем УФ-лак, дизайнерские бумаги, массу ухищрений, чтобы она выглядела богато, хотя, конечно, тиражи не миллионные и формат небольшой.

Соотношение офсетной и цифровой печати у нас примерно один к четырём. Если говорить об объёмах, то в месяц это будет примерно миллиона два офсетных оттисков и около 80 тысяч цифровых.

Если смотреть прямые затраты, то А3-формат кажется вполне эффективным, но если бы менеджеры тратили то же время на общение с клиентом, но при А1-формате, то понятно, что прибыль была бы иная. Зарплата персонала у меня стоит по затратам на первом месте. Но если будет больше хорошей рекламы, в которую люди вкладывают деньги и, чтобы отличаться от конкурентов, готовы даже доплачивать, то я вижу хорошие перспективы в А3-формате. Но, к сожалению, наш затяжной кризис двигает нас к тому, чтобы и в третьем формате искать дополнительные ниши: чуть-чуть упаковки, чуть-чуть книг, чуть-чуть чего-то ещё. Конечно, у нас есть некие приоритетные пути развития, но о них я пока не скажу.

Олег ФедотовОлег Федотов, типография «Литас+»

Нашей типографии 21 год. Мы всегда работали с третьим форматом, и сколько нас не двигали во второй, мы всегда упорно сопротивлялись. Но пять лет назад мы купили Printmaster 74 с переворотом формата B2.

Мы всегда были всеядной типографией и не зацикливались на рекламной продукции. На данный момент от 60 до 80% объёмов нашего производства в месяц составляет различного вида упаковка.

Мы печатаем конфетные фантики, этикетку на бутылку, коробки для ресторанов, бирки для текстильной промышленности и т. д.

Средние тиражи порядка 10 тысяч листов А3. На втором формате мы печатаем небольшие (3–4 тысячи) тиражи цветных коробок. При необходимости мы работаем с цифровыми типографиями в кооперации.

Хочу напомнить важный момент — в упаковке часто используются цвета Pantone, которые цифра, как известно, печатать не может, так что работы на наш век хватит.

Михаил Фурсов, типография «Экспресс Реклама»

Мы росли поступательно. Сначала была одна офсетная однокрасочная машина, затем двух-, четырёх-, затем стали присматриваться к цифре.

Первой машиной была Xerox 700, потом 1000-я модель. Через какое-то время она перестала нас устраивать, стали рассматривать альтернативы. Выбирали между iGen и Ricoh 9100, остановились на последней и весьма довольны.

Рынок директ-маркетинга, с которого мы начинали, в России из года в год сокращается. Лет пять назад мы отправляли 200–300 тысяч в месяц писем по России, сейчас — 60–70 тысяч.

Сам по себе этот рынок интересный и во всём мире активно растёт, но бизнес в России сейчас переживает не самый лучший период. Хотя с этого года наметилось некое движение вверх, мы это видим и по офсетной, и по цифровой печати, и по директ-маркетинговым заказам.

Максим РумянцевМаксим Румянцев, типография «Любавич»

Мне кажется, рынок нашего города настолько большой, что типографии могут выбирать специализацию, при этом не так важно, какого формата машина.

В своё время со второго формата мы решили перейти в первый, но, посмотрев на «Капли дождя», я сначала приобрёл и цифру, организовал типографию «Циферблат». Сейчас они вполне успешно отдельно работают, а себе в типографию я купил другую — и чёрно-белую, и цветную. Кстати, если кому-то нужна цифра, обращайтесь, готов продать.

Потом я купил машину третьего формата, и даже оснастил её LED-UV и перевёл на УФ-краски. Так вот… если кому-то нужна машина третьего формата, готов продать недорого.

Моё мнение: если уж ты ушёл на первый формат, то ни третий, ни цифра тебе уже не нужны.

Григорий ГольдманГригорий Гольдман, типография FastColor

Поскольку мы как офсетная типография оперируем разными форматами — и третьим, и вторым, и первым, — могу сказать, что формат не очень важен. Приведу в пример нашу машину третьего формата, которая печатает более 2 млн листов ежемесячно, делая при этом более тысячи приладок. И вроде бы это хорошо, но это очень непросто. Для того чтобы иметь такую производительность, нужно иметь очень серьёзную систему управления, мотивации и в принципе серьёзно заниматься производством. А если ты серьёзно занимаешься производством и можешь выжать из машины третьего формата 1800 приладок в месяц, то имеет смысл выжать то же самое или большее из первого формата.

Это я к тому, что не так важен формат, как то, как ты им управляешь. И ещё. Мы чётко отслеживаем тенденцию падения тиражности. Мы уже работаем от 250 листов на всех форматах — на первом, на втором и на третьем. Это означает, что сейчас офсет начинает серьёзно атаковать цифру вне зависимости от формата.

Неважно, на чём ты печатаешь, ты должен научиться печатать минимальную стопу. И ещё мне кажется, что для типографий крайне важна специализация, и тому, кто её нашёл, нужно её максимально совершенствовать и шлифовать.

Влад КузнецовВлад Кузнецов, Konica Minolta Business Solutions Russia

История с импортозамещением сработала в упаковке: всё больше и больше этикетки и упаковки печатается в России. Но в мире установлено около 700 цифровых печатных устройств формата B2, а в России пока их три, одна на Украине и одна в Киргизии. Есть куда расти.Сегодня рынок спрашивает прежде всего цену и сроки, про качество говорить уже как-то и неприлично, всё примерно одинаково. И ключевой вопрос не в формате, а в экономической модели. Может ли успешно совмещаться в рамках одного производства цифра и офсет? Да, это просто инструменты.

Александр Амагельдыев, издательство «Курсив»

Александр Амагельдыев

Я твёрдо уверен, что всем полиграфическим процессом управляет одна вещь, это — экономика.

Сейчас наблюдается бум в цифровой печати этикетки. Только нужно понять его причину, а она очень простая — цифровая печать стала по себестоимости соизмерима или дешевле, чем флексография, поскольку там очень дорогие формы. Цифровая печать этикетки стала выгоднее, чем флексография, поэтому она активно продвигается по всему свету.

Второй момент — это развитие вариативной упаковки, о которой много говорится представителями цифрового рынка: ещё чуть-чуть и вся она будет вариативная, переменная, персонализированная. Но вариативная упаковка появилась на рынке в 50-х годах прошлого века. Об этом мало известно, но ряд компаний, в частности Kellogg, проводили эксперименты. Вопрос: сколько должно быть вариантов упаковки, чтобы человек понял, что она разная. Ответ простой: столько, сколько необходимо, чтобы заполнить полку в супермаркете. Не двести, не тысяча и не сто тысяч.

И эта задача совершенно просто решается традиционной технологией, легко можно сделать 20 вариантов одной упаковки, скомпоновав их на листах.
Поэтому от цифровой печати не нужно ждать чудес, они начнутся, только когда они случатся в экономике этого вида печати, в деньгах. Если технология не будет обеспечивать типографиям, а через них товаропроизводителям выгоду, она не будет сильно востребована.

Я был в паре типографий в Европе, которые купили себе машину для цифровой печати упаковки. Пробуем, говорят. Сколько будут пробовать, год или два, неясно. То есть покупать готовы, но как использовать, пока непонятно, и непонятно, где бизнес.

Пример правильно просчитанной бизнес-модели и оригинальной бизнес-идеи — российская цифровая типография T8. Они забрали сегмент допечатки тиражей, большую долю самиздата, часть экспериментальных запусков, печать книги по требованию и т. д. И как выяснилось, это огромный объём производства. В некоторые дни они печатают 5 тысяч наименований книг, в основном ч/б.

Есть такое мнение на рынке, что рекламная продукция, газеты и книги умирают, а вот упаковка будет жить вечно, надо всем переориентироваться на упаковку. Мы попытались посчитать, сколько нужно
в стране упаковки, исходя из средневзвешенного потребления среднего потребителя и исходя из того, сколько уже сейчас мы можем её печатать. И получилось, что если даже не все, а существенное количество действующих типографий уйдёт в печать упаковки, то перепроизводство упаковки относительно имеющихся потребностей будет порядка 40%. То есть свободных ниш в упаковке немного.

Дискуссии продолжились и после завершения круг­лого стола, времени явно не хватило. Также, на наш взгляд, для полноты картины было бы полезно услышать мнение таких игроков рынка, как Михаил Биров («Сатисъ»), Кирилл Адальшин и Антон Сивков (AP Trade), Кирилл Евдокимов («Быстрый цвет») и других руководителей типографий формата A3.