Перейти к содержимому
Главная страница

Денежные перспективы цифровой печати

chefranov-s

Размышляя о взаимосвязи спроса, технологий и экономического эффекта их взаимодействия я нарисовал нижеприведенный график.

Сергей Чефранов

В нём не нужно обращать внимание на цифры (они взяты только из графических соображений). Важна лишь динамика процессов и те выводы, которые можно сделать из их сопоставления друг с другом. Как допущение примем стабильное состояние бизнес-среды – основного поставщика заказов. Точнее, единственного, так как импульсный частный спрос зависит от доходов граждан, которые в свою очередь зависят от состояния бизнеса.

Итак, первый этап активной жизни цифровиков характеризуется следующим:

  • потребность в цифровой печати растет;
  • средний тираж падает по причинам, прежде всего, маркетингового и психологического характера, особенно, если в стране много небольших компаний;
  • на росте потребности можно сыграть в сторону повышения отпускной цены экземпляра;
  • себестоимость экземпляра снижается.

На втором этапе происходит следующее:

  • потребность стабилизируется;
  • средний тираж продолжает снижаться;
  • цена продажи тоже стабилизируется и себестоимость продолжает снижаться.

И, наконец, третий этап, на котором:

  • потребность, средний тираж и себестоимость стабилизируются на каком-то условном уровне, соответствующем текущему состоянию бизнес-среды;
  • максимальная конкуренция заставляет снижать цену продажи.


Доходы и затраты типографии при этом показаны на второй диаграмме. Видно, что максимальная прибыль соответствует второму этапу.

На этой же диаграмме отмечена поднимающая голову какая-нибудь конкурентная технология производства того же, в качестве которой может выступать как что-то совершенно новое, так и существенно переработанная цифровая технология – более дешевые машины с лучшим качеством и более низкой ценой клика.

Следовательно, на третьем этапе перед типографиями встает резонный вопрос: что делать для сохранения прибыли? И ответ очевиден – вкладываться в новую технологию и вместе с ней проходить все этапы роста и старения, попытавшись выскочить, не успев потерять последние зубы.


Стоимость оборудования, как правило, в течение двух первых этапов стабильно высока, и начинает снижаться лишь вслед за снижением спроса, то есть тогда, когда снижаются доходы и прибыль типографий. Снижение цены оборудования подстегивает конкуренцию, что в свою очередь стимулирует ценовую войну, снижение доходов и обратным движением ударяет по самим производителям машин.

Напрашивается такой вывод: единственным регулятором доходности типографий (кроме правительства, разумеется) являются производители оборудования и они же – по совместительству – продавцы кликов, то есть расходных материалов. Понятно, что снижение стоимости оборудования увеличивает количество игроков на рынке, что увеличивает конкуренцию и приближает начало третьего этапа. Но вот если бы стоимость расходных материалов снизилась в начале второго этапа, то это привело бы к следующим положительным эффектам:

  • снижение затрат на печать;
  • увеличение доходности и рентабельности цифровой печати;
  • снижение влияния конкурентной технологии;
  • увеличение продаж оборудования и материалов.

P.S. При внешней расслабленности встреча директоров-цифровиков в «Любавиче», которая натолкнула меня на мысль о написании данной заметки, была очень полезной. Вообще, наверное, нужно осуществлять статистический мониторинг отрасли, чтобы в результате избежать того, что случилось в офсете – когда российское «авось» в условиях жесткой информационной диеты потрепало немало нервов и кошельков.

Сергей Чефранов,
преподаватель Санкт-Петербургского
издательско-полиграфического техникума