Перейти к содержимому
Главная страница

«Господа печатники»: к 20-летию «Типографии Литас+»

Litas_intro

Давно замечено, что есть особо урожайные годы на полиграфические стартапы. Например, неудивительно, что в 1992 году шоковые экономические реформы сопровождались рождением целой обоймы предприятий, создатели которых теперь отмечают серебряный юбилей своих отношений с госпожой Полиграфией. Но был немногим позже ещё более урожайный год. По данным справочника «Печатное дело Петербурга» более двадцати полиграфических предприятий назвали в качестве года основания 1997-й. При том что указание на возраст было делом сугубо добровольным и только половина компаний использовала эту опцию, реальное число было значительно больше. И всем им исполняется по двадцать лет, например «Типографии Литас+» — и это очень показательный пример, между прочим.

Олег Федотов, Литас+
«Каково было входить на рынок двадцать лет назад в качестве самостоятельной единицы и в компании с таким количеством новых игроков?» — спрашиваю я у одного из отцов-основателей Олега Федотова. А он говорит, что на рынке было настолько свободно и просторно, что никто никому не мешал. Действительно, хорошие типографии, способные обеспечить качество, срок и сервис, были наперечёт, и к ним надо было искать подходы. И тогда в ответ на спрос стало быстро формироваться новое созвездие компаний: «Мультипринт» и «СПб Образцовая» (1996), «Атлант», «Капли дождя» и «МДМ-печать» (1997), «Дитон», «МФИН», «НП-Принт» и «Синус Пи» (1998).

Разные пути вели в полиграфию, самый распространённый, наверно, был из рекламной и издательской деятельности. Если второй основатель «Типографии Литас+» Игорь Фурман перешёл от фотографии к интерьерной печати, то Олег Федотов изначально хотел быть печатником, в профессию пришёл четырнадцати лет и преодолел в ней все ступени. Недаром теперь заседает в госкомиссии Лицея полиграфии и книжной торговли и Высшей школы печати и медиатехнологий — там же, где в своё время и учился, правда, назывались тогда эти учебные заведения немного иначе. Теперь будущие полиграфисты проходят практику в «Типографии Литас+», а Олег Владимирович рассказывает им, как до революции людей их профессии уважительно называли «господа печатники». К 100-летию событий 1917 года можно вспомнить и то, что в связи со спецификой своей деятельности работники типографий всегда были самым грамотным и наиболее разумным отрядом рабочего класса.

Олег Федотов начал свою трудовую биографию на «Печатном дворе», а после службы в Советской армии (которую тоже проходил в типографии, при штабе Ленинградского военного округа на Дворцовой площади) работал в «Правде», на «Светоче», был мастером, начальником цеха, заведовал производством. Последний проект, которым занимался на «Светоче», — совместное предприятие «Светпринт» на базе полуформатной четырёхкрасочной машины Solna.

Но свою типографию начинать пришлось, как и почти всем, кто запускался не на заёмные деньги, с незаменимых, вездесущих и безальтернативных Adast Romayor 314. Заказов было достаточно, и всего через год была приобретена уже двухкрасочная машина — Heidelberg GTO 52-2, но растамаживалась покупка уже в начале сентября, после девальвации рубля, по новым ценам. Растаможка по новым ценам оказалась равна тому, что уже было заплачено за машину. «Я собрал всех сотрудников, — говорит Федотов, — и предложил два варианта: останавливаем производство и ждём, когда всё уляжется, или продолжаем работу, но без гарантий». Коллектив в типографии подобрался стойкий, работа в итоге продолжилась, а вскоре заказов стало намного больше, чем до кризиса.

В первой половине нулевого десятилетия дела в полиграфии шли прекрасно, как и на потребительском рынке, мерилом которого она является. Вскоре парк техники пополнился четырёхкрасочной машиной Heidelberg Speedmaster SM 52-4 и дополнительно такой же, но двухсекционной Speedmaster SM 52-2. Ну и наконец, вершиной технического прогресса в печатном цехе «Типографии Литас+» стало приобретение пятикрасочной машины — можно сказать, венца творения немецкого полиграфического машиностроения в малом формате. Сегодня такой техникой трудно удивить, но мы вспоминаем, поэтому хочется вставить самоцитату из публикации 2005 года: «Типография Литас+» опять обновила парк печатной техники: на смену четырёхкрасочному Speedmaster пришла новая машина того же поставщика и формата, но уже пятикрасочная, с лакировальной секцией, высокостапельной удлинённой приёмкой, комбинированной сушкой (ИК+горячий воздух) и автоматическим переворотом листа после первой секции. Heidelberg Speedmaster SM 52-5-P2+L — первая машина такой конфигурации в нашем городе, впрочем, и первый четырёхкрасочный Speedmaster SM 52 также появился в своё время в типографии у Федотова и Фурмана».

[images cols=»three» lightbox=»true»]
[image link=»7478″ image=»7478″]
[image link=»7479″ image=»7479″]
[image link=»7480″ image=»7480″]
[/images]

Новые опции предоставили заказчикам дополнительные возможности отделки печатной продукции и заметно повысили конкурентоспособность типографии среди тех, кто уже перерос обычную полноцветную печать, но ещё ограничен в средствах. Не прилагая особых усилий и демонстрируя, можно сказать, почти самую рядовую продукцию, «Типография Литас+» была удостоена в 2007 году Гран-при Всероссийского открытого конкурса в области полиграфического искусства «Мэтр полиграфии» (в блоке номинаций «Упаковка/Этикетка»).

Это было десять лет назад. Обзаведясь парком машин компании Heidelberg, «Типография Литас+» хорошо и своевременно подготовилась к новым вызовам времени, потому что ситуация за десять лет изменилась: рынок вырос, но парк печатной техники рос быстрее, поэтому в печатном бизнесе стало гораздо теснее. Конкуренция усилилась, приобретая характер войны цен, а ценовая конкуренция всё чаще стала выглядеть как сезонные приступы демпинга, направленные на обрушение рынка. «Типография Литас+» отвечала на это не снижением цен, а предоставлением заказчикам дополнительных возможностей. К тому же основная схватка происходила в сегменте полуформатных машин и касалась в первую очередь печати периодики, а «Типография Литас+» ориентировалась по большей части на промышленную печать и рекламную полиграфию и традиционно сохраняла верность малому формату.

Впрочем, здесь всё относительно: десять лет назад конкуренция вызвала эпидемию перехода полуформатных типографий в первый формат. Точно такая же возможность перехода в соседний формат имелась и у малоформатных типографий. Олег Федотов с сожалением говорит, что, может быть, и следовало это сделать раньше, ещё в 2008 году. Во всяком случае, далее в «Типографии Литас+» появилась и машина второго формата Heidelberg Printmaster PM 74-2, и того же формата вырубной пресс.

[images cols=»three» lightbox=»true»]
[image link=»7481″ image=»7481″]
[image link=»7482″ image=»7482″]
[image link=»7483″ image=»7483″]
[/images]

Последнее десятилетие выдалось, мягко говоря, непростым для всех. А у печатной отрасли есть такая особенность: высокая степень зависимости от общего делового климата. Скажем так, что когда у всех всё хорошо, то в типографиях дела идут ещё лучше. И наоборот, когда прекрасно начавшееся десятилетие закончилось новым кризисом, затянувшимся на много лет, от руководителей полиграфических предприятий потребовался особый уровень профессионализма. Когда, как говорили в Зазеркалье, требуется бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте. А Федотов говорит, что не уйти в минус — уже было выдающимся достижением. Благодаря таким директорам даже в самых экстремальных условиях работы без права на ошибку не произошло массового закрытия типографий. И эти же исключительные качества и ответственное отношение к делу позволяют лидерам отрасли видеть перспективу и верить в неизбежность благоприятного развития ситуации.

Двадцать лет — солидный срок, свидетельствующий о серьёзности намерений. Редакция журнала присоединяется к поздравлениям. Будем вместе с руководителями «Типографии Литас+» верить в будущее всей нашей полиграфии в целом и одного отдельно взятого полиграфического предприятия, думать о предстоящем обновлении парка печатного оборудования и строить другие планы на будущее.

Андрей Антоненко