Перейти к содержимому
Главная страница

Скованные одной цепью

chefranov-s

В переживаемую нами (полиграфистами) эпоху технической революции, проходящей к тому же на фоне глобализации и потери всяческого уважения к традиционным ценностям (например, бумажной книге), жить и развиваться могут только те, кто находит новые решения старых проблем.

Сергей Чефранов, Академия управления городской средой, градостроительством и печати

Остановимся на книгоиздании. Старая проблема книгоиздания — финансирование новых проектов, связанных с новыми авторами и поэтому рискованными. Денег нет. Кстати, и авторам нужно понимать, что если издатель говорит им (и даже при этом нисколько не лукавит), что «книга хорошая, но у нас уже полностью заполнен портфель на пару лет вперёд, так что подождите», это означает лишь одно — просто для этого автора денег нет. Вообще-то они есть, но для чего-то менее рискованного: классика или переводные вещи авторов, которые уже имеют репутацию, то есть ради которых кто-то уже рискнул кошельком.

И издателя легко понять. Спрос на книги новых авторов абсолютно непредсказуем. Лет 20 назад мне попалась фраза одного успешного американского издателя, который сказал, что из восьми выпущенных им книг хорошо продаются только одна-две. Но зато как продаются! Покрывают убытки от остальных шести-семи и позволяют жить не бедствуя и не кляня профессию, из которой не выпрыгнуть. Но это было 20 лет назад, в прошлом веке, по меркам текущей технической революции — в прошлой жизни. Сейчас осторожный издатель не инвестирует в неизвестное, а осторожный читатель не потратится на это неизвестное.

С читателем, впрочем, проще. Его можно завлечь обложкой, рекламой, акцией. Сегодня читатель стал искренним: уже никто не покупает книгу оттого, что скучно. Есть другие способы развеяться — и подешевле, и посердитее. Сегодняшний посетитель книжных магазинов искренно любит книгу. А с влюблёнными можно и не церемониться. Это и про них сказал поэт: «…сам обманываться рад».

Впрочем, писатель, пока его книга не оказалась на полке магазина, тоже обычно живёт иллюзиями. И в этом своём состоянии может оказаться великолепным… партнёром для издателя!

Участников производственно-технологической цепи, которая приводит книгу к читателю, немного. Это автор, издательство, типография и сбытовые структуры. Эти последние часто принадлежат издательствам, что надо учитывать.

Автор обладает уникальным продуктом — своей рукописью. Эта уникальность абсолютна, уникальность для всех.

У издательства тоже есть уникальное качество — способность организовать сбыт. Не продать всё до последнего перевёртыша, а всего лишь организовать передачу на магазинные полки. Это очень важная способность.

Технические возможности издательства (вёрстка, корректура и прочее) не являются чем-то уникальным. Это могут многие, в том числе и сами типографии, у которых вообще (если мы говорим о книгах) нет ничего уникального — ни технологий, ни цен.

Сбытовые структуры, конечно, тоже имеют уникальную возможность поставить книгу на полку. Но попасть к ним под силу не всем, а только хорошо организованным и желательно крупным партнёрам-издательствам.

Таким образом, в названной нами цепи есть два основных уникальных участника — автор и издательство. Оба хотят издавать. Но не могут, потому что издательство не имеет лишних денег и стесняется об этом сказать, а автору не приходит в голову об этом спросить.

И вот теперь о главном.

Средний тираж книги сегодня 3000-4000 экз. Средняя цена производства не больше 200 рублей за экземпляр, включая и типографские, и издательские затраты. Для книг в мягкой обложке — вполовину меньше. При этом доля реальных невосполнимых материальных затрат (бумага, пластины, краска, электричество) приходится на долю типографских расходов и составляет 50-70%. Остальное — это интеллектуальный труд, не связанный с использованием невосполнимых ресурсов. Таким образом, инициировать издательский процесс может сумма 150–200 тысяч рублей, а при уменьшении тиража до сигнального в 500 или 1000 экз. (всё-таки страна у нас большая) — существенно меньшая. А это уже цифры, вполне понятные даже обычному обывателю, тем более искренне считающему, что в его руках его личный будущий бестселлер. Если же говорить о сборниках, то долю участия каждого автора можно ещё больше сократить.

Остаётся дело за малым — договориться. Издательствам нужно предложить пишущей аудитории партнёрский договор, предполагающий софинансирование, участие в распределении дохода от продаж и возможность контроля. Понятный договор, без примечаний мелким шрифтом.

Другими словами, в этой ситуации издательству будет нужно посмотреть на себя немного с другой стороны, начать продавать своё единственное уникальное качество — способность организовывать сбыт под своим авторитетным брендом. То, что автору не под силу.

Кто знает, может быть, это и есть ответ издателей человечеству, забывшему про pocket book ради //inst… Такой вот шаг вперёд, шаг навстречу.