Перейти к содержимому
Главная страница

В планах ФАС на 2019 год анализ рынка рекламы и полиграфии

FAS-logo

Анализ рынка рекламы и полиграфии планирует провести ФАС в 2019 году. Ведомство впервые проанализирует рынок полиграфической деятельности.

«Мы мало знаем об этом рынке, мы не занимались его анализом прежде. С инициативой такого исследования выступило Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции. Оно и займется его тщательным изучением в 2019 году», — заявил замглавы ФАС Андрей Цыганов по итогам заседания Комиссии ФАС России по проведению анализа товарных рынков, состоявшегося 5 декабря 2018 года, на котором эксперты обсудили План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы. При этом перечень товарных рынков для ежегодного исследования в 2019 году остался неизменен и по-прежнему включает 17 рынков.

Рекламному же рынку ФАС уделял внимание неоднократно, в том числе и в 2018 году. Частично это относилось и к полиграфии, поскольку большое количество рекламы изготавливается именно полиграфическим способом.

Итак, на что стоит обращать внимание полиграфистам и рекламщикам в 2019 году.

1. По мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих ее как неэтичную (Письмо ФАС России от 29.03.2018 N АК/21504/18 «О проведении опросов на сайтах территориальных органов ФАС России»).

2. При разграничении рекламных и информационных материалов необходимо учитывать целевое назначение и особенности размещения данных материалов (см. письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17).

3. При квалификации информации как рекламы необходимо учитывать как направленность, так и содержание сути сведений, приведенных в такой информации (Письмо ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе»).

4. ФАС России разъяснил особенности разграничения составов введения потребителя в заблуждение и смешения в письме от 22.08.2018 N АД/66643/18.

В частности отмечается, что при разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо исходить из того, что статьей 14.6 предусмотрен запрет недобросовестной конкуренции в форме смешения, под которым понимается реализация своего товара под видом товара конкурента. По статье 14.6 необходимо квалифицировать введение потребителя в заблуждение путем формирования у него ложного впечатления об отдельных характеристиках товара с целью повлиять на его решение приобрести данный товар. Разграничение составов введения потребителя в заблуждение и смешения, в частности, с использованием неохраняемых элементов дизайна, фирменного стиля и т.п. иного производителя следует производить с учетом избранной формы взаимодействия предполагаемого нарушителя с потребителем: смешение в большинстве случаев происходит в результате использования приемов оформления самих товаров (графика, цветовая гамма, форма и особенности упаковки и т.п., а запрет на введение в заблуждение относится прежде всего к информации о товаре, распространяемой различными способами.

Нарушение может выражаться как в размещении ложных сведений о месте производства товара, так и в использовании при оформлении товара или места его продажи обозначений, ассоциирующихся у потребителей с каким-либо географическим объектом (например, цветовое сочетание, ассоциирующееся с флагом страны, символы, традиционные орнаменты и т.п.). Однако в таком случае вид товара и/или внешнее оформление упаковки в целом может не иметь аналогов среди оригинальных товаров с указанным местом происхождения, в связи с чем невозможно ошибочное приобретение одного товара вместо другого, кроме того, действия нарушителя направлены на формирование впечатления в отношении отдельной характеристики товара, прямо упомянутой в ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем именно данная норма подлежит применению.

Кроме того, отмечается, что факт использования, в том числе на витрине, товарного знака, не принадлежащего осуществляющему деятельность в данном месте лицу, само по себе не может свидетельствовать о создании смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта — конкурента — правообладателя, реализующего тот же товар, а отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, в том случае, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя.

5. ФАС России даны разъяснения по вопросам выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы (Письмо ФАС России от 24.05.2018 N ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы»).

6. ФАС напомнил, что не допускается реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, диссертаций, иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации (Письмо ФАС России от 07.11.2018 N АК/89827/18 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О рекламе»).

7. Реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой содержатся сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции как напитку, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе алкогольной продукции ( 03.10.2018 <Письмо> ФАС России от 24.09.2018 N АК/76734/18 «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе»).

8. Финансовым организациям не рекомендовано указывать в рекламе своих услуг информацию о госучастии ( Информационное письмо Банка России N ИН-01-52/56, ФАС России N ИА/67323/18 от 24.08.2018 «О продвижении финансовыми организациями своих услуг»).

9. Запрещена реклама на платежных документах на оплату ЖКУ (Федеральный закон от 03.04.2018 N 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»). В то же время размещенные на платежных документах справочно-информационные сведения и реклама на отдельном носителе, вложенная в конверт с квитанцией на оплату ЖКУ, не могут рассматриваться как нарушение законодательства о рекламе (Письмо ФАС России от 25.09.2018 N РП/76842/18 «О рекламе на платежных документах»).

10. Использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены (Письмо ФАС России от 14.06.2018 N АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников»).

Продолжение следует. Следите за публикациями.