Перейти к содержимому
Главная страница

Мировой книжный рынок 2014–2015. Тенденции оздоровления

amazon-bookstore-seattle

Консалтинговая компания Рудигера Вишенбарта при поддержке группы экспертов опубликовала ежегодный аналитический отчёт Global eBook 2016. Несмотря на название, которое отчёт унаследовал от предыдущих версий, исследование выходит далеко за границы обзора рынка электронных книг. В нём представлены тенденции и статистика, отражающие состояние традиционного книгоиздания в мире, сравнение глобальной книжной отрасли с другими медиа-отраслями и динамика изменения книжного рынка за последние годы.

Журнал «Книжная индустрия» опубликовал выдержки из отчёта Global eBook 2016 в № 4-5 (136-137), май-июнь, 2016, а мы дополнили их данными из июньского доклада Вишенбарта для бизнес-клуба Франкфуртской книжкой ярмарки, который назывался «Книжный бизнес 2016. Между первой и второй фазами трансформации».

Несмотря на не самое легкое для отрасли прошедшее десятилетие, книгоиздание не только не растеряло, но укрепило свою роль как центрального инструмента современного общества знаний, создающего ресурсы для образования, научных исследований, развлечения и отдыха.

Глобальная выручка книжной отрасли по данным 2015 года составила 148 млрд долларов США, превзойдя выручку от других источников медиаконтента: рекламы, продажи видео, аудио и компьютерных игр и уступив лишь ТВ-рынку с впечатляющим доходом в 322 млрд долларов.

Следующий график из доклада для бизнес-клуба Франкфуртской книжкой ярмарки показывает долю печатных СМИ и книжной продукции в общем объёме медиа-индустрии по категориям в 2014 и 2015 году (в USD млрд), а также относительный рост или снижение в течение пяти лет (совокупные ежегодные темпы роста / CAGR 2009 по 2014 год).

Источник: Исследование Global Media and Entertainment Practice, 2015. Международная компания управленческого консалтинга McKinsey.
Источник: Исследование Global Media and Entertainment Practice, 2015. Международная компания управленческого консалтинга McKinsey.

Глобализация книжной отрасли, интенсивность которой особенно заметна в последнюю пятилетку, не только охватила старых, традиционных игроков – издателей и распространителей, – но и создала условия выхода на книжный рынок компаний из других секторов, преимущественно технологических. Тенденция к консолидации и укрупнению традиционных издательских структур характерна для разных регионов мирового рынка и различных стран от США до Китая. Особенно они очевидна в Европе (Испания, Италия, Франция, Россия), где крупные издательские корпорации контролируют значительную долю массового и образовательного секторов.

Справедливости ради следует отметить, что традиционные издательские группы представляют собой лоскутное одеяло из множества импринтов, созданных когда‑то как семейные предприятия, со своей собственной издательской программой. Общими для них являются функциональные структуры, включая финансы и дистрибуцию.

Динамика шести крупнейших национальных книжных рынков мира. Источник: Консалтинговый центр Вишенбарта.
Динамика шести крупнейших национальных книжных рынков мира. Источник: RWCC (Консалтинговый центр Вишенбарта).

Процессы, проходящие в книгоиздании англоязычных стран, стран Западной и Восточной Европы и на так называемых «развивающихся рынках» (Китай, Индия, Бразилия и Россия), отличаются спецификой национальных законов, читательского поведения, ценообразования, общим состоянием экономики и уровнем доступа в интернет.

Книжные рынки стран, ранжированные по количеству новых изданий, включая переиздания, в год (на 1 млн человек). Источник: RWCC (Консалтинговый центр Вишенбарта).
Книжные рынки стран, ранжированные по количеству новых изданий, включая переиздания, в год (на 1 млн человек). Источник: RWCC (Консалтинговый центр Вишенбарта).

Для сравнения различных рынков в исследовании использовалось два приведенных коэффициента: размер книжного рынка в пересчете на душу населения и количество выпущенных за год изданий к миллиону жителей.

Изображенные на рисунке 18 стран представляют собой эксклюзивный «клуб» самых крупных книжных рынков. Это наиболее развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония и Корея и довольно перспективные в отношении размера читательской аудитории и темпов роста Бразилия, Китай, Индия, Турция и Россия (чьё положение в последние два года ухудшилось из‑за сложной экономической ситуации).

Однако «самые равные среди равных» – это шесть стран, на долю которых приходится 58% доходов мировой книжной отрасли (Великобритания обгоняет в рейтинге Францию, так как при расчете помимо внутреннего рынка учитывался и объём экспорта).

Book_markets_sizes_2016
Лидеры книжного рынка. По горизонтали: размер книжного рынка / на душу населения; по вертикали: количество выпущенных за год изданий / 1 миллион жителей; размер круга – ВВП на душу населения / паритет покупательной способности. Источник: Global eBook Report 2016, RWCC.

Важным признаком состояния мирового книжного рынка в 2015 году является уже отмеченная многими отраслевыми экспертами стабилизация в паре «бумажный – электронный контент».

На большинстве неанглоязычных рынков Европы, по данным местных торговых ассоциаций, отмечается минимальный или отсутствующий прирост потребления электронных книг в последние два года (2014‑й и 2015‑й).

Как известно, в традиционном книгоиздании в течение последних пяти лет наблюдался стабильный спад – от незначительного, как в Германии или Франции, до довольно внушительного, как в Испании, Италии, Греции и Швеции. И ни в одной стране, кроме Великобритании, падение бумажных продаж не компенсировалось ростом цифровых.

Собственно, с 2013 года рост доли цифрового контента в традиционном издательском секторе замедлился в англоязычных странах, а в 2015 году эта тенденция проявилась практически во всех странах западного полушария, независимо от занимаемой доли рынка.

По данным 2015 года доля рынка электронных книг в англо­язычных странах колебалась в районе 20 %. В континентальной Европе эта цифра не превышает 10 %, в диапазоне от 1 % в Швеции до 4,9 % в Германии и 6,4 % во Франции.