Перейти к содержимому
Главная страница

Итоги 2020 года в российском ритейле

retail-intro

21 декабря 2020 года прошла пресс-конференция АКОРТ, посвященная итогам 2020 года в российском ритейле. На мероприятии выступил Председатель Президиума АКОРТ С. Ю. Беляков и представители крупнейших торговых сетей-членов Ассоциации.

Анализ состояния ритейла, как отрасли обеспечивающей более 14% ВВП России, представленный на конференции представляет несомненный интерес для всех, кто работает в реальном секторе экономики. Представляем выдержку из основных тезисов мероприятия.

Суммарное сокращение ВВП по прогнозам МЭР в 2020 году составит –3,9%. В апреле 2020 года на пике ограничительных мер оборот розничной торговли по сравнению с периодом прошлого года сократился на 22,6%. Несмотря на постепенное восстановление, даже в ноябре показатели розничного товарооборота после пикового падения в апреле этого года ещё не достигли прошлогоднего уровня.

Реальные доходы населения по итогам 2020 года могут сократиться на 3%, а объем розничного рынка на 11% в долларовом выражении.

Суммарное сокращение розничного товарооборота в ноябре 2020 года составило 3,1% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. В секторе продовольственных товаров – падение 4,3% в сопоставимых ценах, непродовольственных — падение 1,7% в сопоставимых ценах.

По результатам первого полугодия 2020 года доля e commerce в России выросла до рекордных 10,9% от совокупного оборота розничной торговли (6,1% в 2019 году). Для России это исторический показатель. Во время пандемии развитие e-commerce стало одним из главных трендов в ритейле поскольку для целого ряда товарных категорий онлайн оказался единственным доступным каналом продаж.

В 2020 году продолжил активное развитие формат дискаунтеров, их площадь увеличилась на 5,1%. Увеличилась доля магазинов у дома, до 11,5%. Сократилась доля супермаркетов (на 0,2 п.п.) и гипермаркетов (на 1,6 п.п). Были закрыты три гипермаркета крупнейших торговых сетей.

Трафик торговых объектов в Москве к началу декабря сократился на 29% по сравнению с прошлым годом, в Санкт-Петербурге падение составило 35,9%.

Реальные (очищенные от инфляции) расходы россиян сократились за год на 5,3%. Таким образом, рост среднего чека в ноябре (в период распродаж) компенсировался общим трендом потребителей на экономию. И если в первой половине года потребительские расходы превышали прошлогодние показатели, то во второй тенденция обратная, что говорит об ухудшении покупательских настроений.
Реальные располагаемые доходы населения за девять месяцев 2020 года снизились на 4,3% по сравнению с соответствующим периодом 2019-го.

После незначительного роста по итогам 2019 года, реальные располагаемые доходы населения вновь существенно снизились на 4,3% суммарно за январь-сентябрь 2020 года (во 2 квартале 2020 года падение составило 8% г/г). Согласно прогнозу Минэкономразвития, суммарное падение доходов по итогам 2020 года достигнет 3%, а постепенное восстановление будет возможно только в перспективе двух лет.

В первой половине декабре динамика потребительских расходов ещё ухудшилась. Изменение составило 2,8% г/г после снижения на 11,4% г/г в конце ноября.

После сокращения реальных заработных плат в апреле 2020 года на 2% г/г и положительной динамики в мае августе, в октябре показатель упал до 0,5 % г/г. Государственная поддержка заработных плат и социальные выплаты не компенсировали снижение остальных компонентов суммарных доходов населения от ведения предпринимательской деятельности, от сдачи в аренду собственности, а также «прочих» доходов. Этот фактор негативно сказался на покупательной способности населения.

Покупательские настроения
77% россиян отмечают рецессию в экономике пессимизм нарастает 4 год подряд.
57% россиян ожидают спада экономики в 2021 году.
43% россиян готовы были потратить на новогодние праздники больше, если у них вырастут доходы.
40% россиян были готовы к тому, что потратят на новогодние подарки меньше, чем годом ранее.
39% россиян ожидают снижение своей покупательской способности в 2021 году.
Потребители в 2020 году тратили меньше, чем годом ранее (48% против 42% в 2019 году).
Тратить меньше в 2021 году в основном планируют респонденты с низким и средним уровнем дохода. Только потребители с высоким уровнем дохода готовы сохранить траты на уровне текущего года.
Источник: Deloitte

По данным опроса «Ромир», в будущем году около 36% респондентов ставят основной целью заработать больше и выправить свои доходы.