Перейти к содержимому
Главная страница

Российский рынок полиграфии и СМИ: 2016-2021

print_and_press

Согласно исследованию аналитического агентства Deloitte, рост медиапотребления в России замедляется. В 2017 году рост был 5%, в 2016-м — 6%, в 2015-м — 8%.
Показатель рассчитывается по разнице между долями опрошенных, отмечающими рост и снижение потребления медиа. Выборка исследования составила 1,6 тысяч человек старше 16 лет из 46 субъектов РФ. Полностью 49-страничный отчёт доступен на сайте агентства.

Один из любопытных результатов исследования свидетельствует о том, что значительно ухудшается отношение россиян к интернет-рекламе. Именно она воспринимается наиболее негативно. Индекс лояльности к ней составил -23%, падение за два года составило -14%. При этом средний индекс лояльности практически стабилен — на уровне -7%.
Наиболее положительно опрошенные воспринимают такие рекламные форматы, как наружная реклама (индекс лояльности составил 13%) и реклама в печатных СМИ (2%).

Как сообщает «Коммерсантъ», руководитель АДВ Benchmark Илья Куценко называет выводы Deloitte логичными. «Наружная реклама и реклама в прессе не прерывают контент, ради которого аудитория и потреб­ляет медиаканал. Модель же рекламных врезок на остальных каналах навязана потребителю — и это та самая причина, по которой в опросах она оценивается аудиторией отрицательно», — рассуждает он.

Также «Полиграфия Петербурга» изучила отчёт авторитетного мирового агентства PwC (Price­water­houseCoopers*) «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017–2021 годы. Ключевые тенденции мирового и российского рынков» и обнаружила ряд интересных наблюдений. Приведём некоторые из них.

Выручка сегментов российской индустрии развлечений и СМИ в 2016 и 2021 (прогноз) гг. (млн долл.)

Методика исследования PwC, как и любая другая, имеет свои особенности. Но «играя по предложенным правилам», достаточно просто сложить книгоиздание и издание газет и журналов. Полученная цифра (2171 млн долларов в 2016 году) уже «выводит» отрасль на 3-е место в предложенной исследованием структуре сегментирования, а если добавить наружную рекламу, то на второе. К тому же часть полиграфии отнесена в сегмент «деловая информация». А если вспомнить ещё про упаковку и этикетку?

36% индустрии развлечений и СМИ в России занимает рекламный рынок, который в 2016 году составил 6 млрд долларов, а в 2021 году достигнет 7,8 млрд долларов. Традиционная рекламная модель продолжает доминировать и остаётся основным источником дохода.

Бизнес-информация является крупнейшим сегментом российского рынка B2B. В 2021 году, по нашей оценке, данный сектор достигнет уровня 512 млн долларов при среднегодовом темпе роста на уровне 2,3%.

Деловая информация. СГТР в ключевых странах, %

Деловая информация. СГТР в ключевых странах, %

В России отдают предпочтение печатным профессиональным журналам. Таким образом, общая выручка сегмента профессиональных журналов вырастет с 85 млн долларов по итогам 2016 года до 92 млн долларов в 2021 году при совокупном среднегодовом темпе роста 1,4%.

Издание журналов. СГТР в ключевых странах, %

Издание журналов. СГТР в ключевых странах, %

Совокупная выручка от продажи книг в России, включая выручку от продажи учебной, профессиональной литературы и книг массового спроса, по итогам 2016 года составила 1,1 млрд долларов. В 2017 году ожидается незначительное увеличение продаж на 0,4%.

Выручка мировой индустрии в 2016 и 2021 гг. (млн долл.) и среднегодовые темпы роста индустрии развлечений и СМИ

В 2016 – первой половине 2017 года российская индустрия развлечений и СМИ показала в целом позитивную динамику после падения показателей в 2015 году. Мы полагаем, что в дальнейшем рынок будет расти благодаря улучшению макроэкономических показателей России и восстановлению деловой активности.

Известный российский предприниматель Александр Мамут на вопрос агентства «Где вы видите основные точки роста индустрии медиа и развлечений в ближайшие пять лет?» ответил: «Точка роста – увеличение свободного времени для медиапотребления».

А Владимир Узун, президент АО «Управляющая компания «Просвещение» оценил возможность среднесрочных прогнозов весьма критично: «Сегодня, каким бы суперменеджером вы ни были, невозможно спрогнозировать стратегию на пять лет. Закладываются сценарии от крайне отрицательных до крайне положительных, управленцы пытаются найти что-то посередине и выбрать три-четыре варианта».