Перейти к содержимому
Главная страница

Опять 25! Честное интервью к 50-летию Михаила Нестеренко, “ТЕРРА ПРИНТ”

Nesrerenko_M_2016_05

В ноябре исполнилось пятьдесят директору по развитию компании «Терра-Принт» Михаилу Нестеренко. У себя в дневнике он написал: “Что чувствует человек в 50 лет? Умиротворение и желание начать что-то новое!” Вспомнилось, что Михаил был одним из тех кто стоял у истоков новой российской полиграфии, и мы, поздравив с круглой датой, попросили его немного вспомнить те времена, пройденный путь и сравнить их с сегодняшним днём.

— Михаил, первый вопрос будет традиционным. Как вы пришли в полиграфию, что это было за время в смысле состояния рынка и возможностей, какие черты характеризовали его? С чего всё началось — “СофтЮнион”, “Апостроф”, ECS Group?

— Здравствуйте, Александр и рад поприветствовать всех читателей. В индустрию я попал в 1995 году как ваш коллега — в качестве главного редактора нового журнала “Яблоня” — первого в стране специализированного журнала по компьютерам Apple. Вышедший первый номер имеется в музее Apple в Москве. Половина его материалов написана мной, половина — Артемием Лебедевым. Был почти готов и второй номер, но так и не увидел свет.

Михаил Нестеренко с журналом 1995 года выпуска. Фото 2017 года, музей Apple (Москва).

В этот момент я перешел в крупную торговую компанию — SoftUnion, у которой питерские корни и в которой на пике работало около 200 человек. Это было время бурного развития рынка, мы были дистрибуторами AGFA, Ryobi, Horizon, Adobe, ряда других марок. В стране была нехватка современного оборудования. Это было время активности таких компаний, как “Интермикро”, “Вариант”, “ПринтХаус”… Рынок всасывал в себя всё — несмотря на жесткую конкуренцию, еле успевали доставлять и устанавливать оборудование. Там я постепенно занял позицию вице-президента и, конечно, был огорчен, когда владельцы решили не продолжать бизнес в кризис 1998 года. Суровая корпоративная дисциплина и технологическое обучение стали хорошей школой, а “выпускники” SoftUnion по-прежнему, немного постарев, заметны в ведущих компаниях нашего рынка.

Михаил Нестеренко у печатной машины Ryobi (май 1996 года).

Следующим заметным этапом стал Apostrof, куда перетекла часть бывших сотрудников SoftUnion. Под руководством Ирины Иоаннесян и Федора Смирнова работалось весело, бизнес рос в немного другом оформлении — скорее семейной компании. В Apostrof я стал генеральным директором, а ее бизнес со временем был приобретен конкурентом. Агрессивный маркетинг от Apostrof стал притчей во языцех, а нынешняя компания под этим названиям — это другая история.

Наконец, третьим этапом, который продолжается до сих пор, является “ТЕРРА ПРИНТ”, которая проделала путь от небольшой семейной компании к ведущему игроку рынка, чье оборудование можно найти почти во всех типографиях нашей страны. И не простое совпадение то, что часть поставщиков “ТЕРРА ПРИНТ” называются так же, как и поставщики SoftUnion когда-то. Да и часть сотрудников работала вместе в двух или даже трех компаниях. Безусловно, стиль компании определяется владельцами, “ТЕРРА ПРИНТ” — это интеллигентная, гибкая, профессиональная компания с крайне устойчивым коллективом.

Конечно, я всегда рад видеть старых коллег — как ни удивительно, наш рынок покинул мало кто. Это косвенное свидетельство того, что в нем что-то есть. Я-то просто в него влюблен.

— За это время, по сути, выросла и выстроена новая современная отрасль. Каким видится вам развитие полиграфической отрасли России за эти годы?

— За 20 с чем-то лет произошел стремительный переход от старой советской системы с огромными полиграфкомбинатами, печатающими газеты и книги на всю огромную страну к гораздо более гибкой системе, где частные типографии удовлетворяют все более разнообразные запросы. В целом — произошла адаптация к интернет-эпохе, значительное развитие получили печать этикетки и упаковки, отечественная полиграфия вышла на мировой уровень по качеству продукции и возможностям. Я не согласен с настроением докладов “все пропало”, которые порой приходится слышать на различных конференциях. Творческим людям в России по-прежнему есть, где развернуться. Есть немало success stories.

— Вы успели также выступить в роли коуча, консультанта и автора теории “конкурентного маркетинга”. Что вам это дало и как трансформировались ваши взгляды с тех пор?

— Да, между Apostrof и “ТЕРРА ПРИНТ” я вполне зарабатывал этим на хлеб. Выросшие из практики теории устаревают медленнее. Я по-прежнему считаю, что перфекционизм способен погубить бизнес и ваш бизнес должен быть не “вообще хорошим”, а быть в ключевых аспектах лучше бизнеса конкурентов. Я присутствовал на массе совещаний, где искались пути что-то улучшить. Но где критерий, относительно чего нужно улучшать? И до какой степени? Это же все связано с затратами. Моя система – это принятие взвешенных решений исходя из конкретной конкурентной обстановки. А для этого необходимо иметь более-менее четкое представление о том, что делают конкуренты. И никакого зазнайства!

— Как вы оцениваете пройденный путь? Что самое ценное для вас в вашей профессиональной судьбе? Чему посвятите свою дальнейшую деятельность?

— Есть такая шутка “мы 20 лет на рынке, помогите найти выход!” По-моему, сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Самое ценное в профессиональной судьбе — это отношения с людьми, с клиентами и коллегами, я у них многому научился и продолжаю учиться. Поэтому, вид деятельности своей я менять не планирую. Бежать с рынка даже и не мечтаю. Будем меняться вместе с индустрией.

Михаил Нестеренко 2016 год
— История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, но, уже имея свой сегодняшний опыт, пошли бы в самом начале своей карьеры в полиграфический бизнес снова или выбрали бы что-то другое?

— Полиграфический бизнес в той части, в которой я им занимаюсь — это очень интересная и разнообразная деятельность, которая меня влечёт и восхищает не меньше, чем в 1995 году. А, может быть, и больше. Общение с каждым владельцем типографии — это общение с умным человеком, который смог построить бизнес своими руками в конкретных условиях. Общение с каждым поставщиком — это просто кладезь знаний мирового класса. А наша задача, как посредника — соответствовать этим двум вершинам.

Вопросы задавал Александр Шмаков