Перейти к содержимому
Главная страница

Корпоративные СМИ на распутье

ikea-catalogue-300

Последствия вступивших в силу с 2016 года изменений в закон «О СМИ» для корпоративных медиа обсудили на заседании Ассоциации менеджеров России и Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Введённые в действие поправки запрещают иностранцам владеть свыше 20% в любых российских СМИ, в том числе в корпоративных изданиях.

Участники заседания, состоявшегося 10 февраля, посчитали, что введение ограничений для СМИ, в издании которых принимает участие иностранный капитал, оказывает негативное влияние на корпоративные издания. В частности, под ограничения подпадают регулярные каталоги продукции, детские и корпоративные издания, многие СМИ местного значения.

В целом, из-за введения 20-процентного барьера в итоге недозагрузки типографий и сокращения распространения печатной прессы, по оценке Ассоциации распространителей печатной продукции ожидается, что госбюджет недополучит 4,8 млрд рублей.

Общую ситуацию по корпоративным СМИ представил президент АКМР Игорь Игнатьев. Ссылаясь на данные проведенного АКМР исследования рынка, он отметил, что введенные ограничения напрямую затронули и сотни российских компаний с иностранным участием, для которых издание СМИ далеко не основной профиль, создав существенные проблемы для функционирования корпоративных медиа.
138 печатных изданий (из 61 компании принявшей участие в исследовании АКМР) имеют суммарный разовый тираж свыше 2,3 млн экземпляров. При этом более чем в половине опрошенных компаний разовый тираж корпоративных изданий составляет от 1000 до 5000 экземпляров.

Как отметила на заседании член правления АКМР Елена Кохановская, «по формальному признаку действие закона распространяется на все корпоративные СМИ компаний, владельцы которых зарегистрированы за рубежом. Каждая компания пыталась в индивидуальном порядке найти выход из данной ситуации: от сокращения тиража до 999 экземпляров до смены структуры акционеров. Но деловому сообществу необходимо консолидироваться и направить свои усилия на вынесение корпоративных СМИ из-под действия принятого закона».

Иностранные торговые сети (Metro Cash & Carry, IKEA и т. д.) оценили суммарные тиражи своих изданий в более чем 14 млн экземпляров в год. По данным Ассоциации прямых продаж (АПП), примерно половина её членов (23 компании – Oriflame, Mary Kay и т. п.) выпускает печатную продукцию, зарегистрированную как СМИ с максимальными тиражами в 300 тыс. экземпляров в месяц каждая. Участники АПП также выпускают незарегистрированные как СМИ каталоги с максимальным годовым тиражом 1,3 млн на одно наименование.

ikea catalogue 2010Ритейлеры не смогли точно подсчитать, какие затраты их ожидают в случае перехода к сотрудничеству с «независимыми» издателями, но отмечают, что «потеряют в таком случае возможность полностью контролировать сохранность коммерческой тайны (включая базу клиентов, товары, планируемые для участия в промо­акциях, и планируемые цены)».

Впрочем, возможен и «ход конём». Так представитель IKEA в России, к примеру сообщил новостной службе «Рамблера», что её фирменный каталог не попадёт под закон об иностранных акционерах российских СМИ, так как компания не планирует регистрировать свой каталог как СМИ. Издание IKEA является рекламной продукцией, утверждает он, у каталога нет постоянного наименования, а также текущего номера.

В Минкомсвязь и ФАС тем не менее настаивают, что можно выпускать тиражи через издателя, который соответствует требованиям, либо создать собственную подобную компанию, но с преобладающим российским участием: «Внутрикорпоративный характер продукции средств массовой информации, равно как и отнесение к категории рекламных, не освобождает учредителей и редакции подобных средств массовой информации от исполнения требований закона о СМИ».

Чем не угодили аполитичные по самой своей сути товарные каталоги и корпоративные издания надзорным ведомствам не очень понятно, да и дискуссия и обмен аргументами ещё не завершились, но в целом «ограничительный» интерес к полиграфии необоснованно избыточен. Напомним не столь давнюю инициативу одного из думцев, который предложил лицензировать буквально всё, что печатается. Любую полиграфическую деятельность, будь то производство линованной бумаги или издание стенгазеты на принтере. У полиграфии как известно в зависимости от ударения могут быть разные значения. А последствия такого закона даже вообразить сложно, так что не помешало бы с законотворческими инициативами быть поаккуратнее. И, конечно, для начала не лишним будет договориться о терминах (или о понятиях, если уж без иностранного участия), например о том, что считать СМИ, в частности корпоративными.