Перейти к содержимому
Главная страница

Жуковский: «Жизнь и Поэзия одно…»

np-print_m

Как и в других сегментах потребительского рынка, в книжном деле сосуществуют и конкурируют шир­потреб и высокое искусство. Отношение к печатному изданию, как к художественному произведению, зародилось в те времена, когда любая книга была предметом роскоши. В дальнейшем, несмотря на борьбу за удешевление производства и массовые тиражи, типографам удалось сохранить и развить свои умения. Как и в других сферах культуры, в современном книгопечатании очень трудно удерживать высокую планку искусства книги и соответствовать эталонам, установленным предшествующими поколениями.

Типография «НП-Принт» работает в Санкт-Петербурге с 1998 года. В то время предложений качественной полиграфии было во много раз меньше, чем теперь, а высоким спросом пользовались услуги по печати упаковки, этикетки, рекламной полиграфии, газетно-журнальной продукции. Тем не менее новая типография изначально стала развивать направление книжной печати, а через несколько лет, не отказываясь от других заказов, избрала основной специализацией выпуск высококачественных книг.

Директор типографии Андрей Алексеевич Шмаков говорит, что в последние годы всё реже поступают заказы на сложные работы в эксклюзивных переплётах, с тиснением золотом и другими украшениями. Тем более показательно выполнение таких работ, идущих как бы вопреки требованиям времени. К ним можно смело отнести двухтомную иллюстрированную «Лицейскую энциклопедию» (2010–2013) и достойное особого внимания издание, вышедшее в конце прошлого года тоже в двух частях и посвященное Василию Андреевичу Жуковскому (1783–1852).

Альбом и каталог содержат изобразительные и рукописные материалы, относящиеся к жизни и творчеству писателя, из собрания Института русской литературы (Пушкинского Дома) и книг из библиотеки Жуковского, ныне представленных в библиотеке Пушкинского Дома — филиала Библиотеки академии наук. В иллюстрированном каталоге материал организован по предметно-тематическому принципу, в альбоме — по хронологии, с выделением четырёх периодов биографии В. А. Жуковского.

Альбом Жуковского/ Типография "НП-Принт".
Альбом облачён в переплёт из натуральной кожи
с золотым тиснением, в основу дизайна обложки положены элементы оформления личного альбома Жуковского.

Альбом исчерпывающим образом очерчивает круг общения, образ жизни и в целом ту культурную среду, в которой протекала жизнь героя книги. Незаконнорождённый сын провинциального помещика А. И. Бунина и пленной турчанки дважды в жизни оказался свидетелем роковых событий российской истории, хотя и не принимал в них непосредственного участия. В 1812 году Жуковский вступил в народное ополчение и был на Бородинском поле в составе резерва русской армии, так и не вступившего в сражение, а в день военного мятежа в Петербурге в декабре 1825 года находился в Зимнем дворце.

Жуковский был современником Державина, Пушкина, Батюшкова и Гоголя, оставил не просто многотомное собрание своих сочинений, но яркий и заметный след в развитие русской словесности, написал текст, который лёг в основу официального гимна Российской империи «Боже, царя храни!», перевёл на русский язык «Одиссею» Гомера, был приглашён в качестве наставника к наследнику престола великому князю и будущему императору Александру Николаевичу и дружил с другими представителями Дома Романовых.
Талантливый поэт и переводчик, в 1841 году он удостоился звания академика Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности с присвоением чина тайного советника, в том же году вышел в отставку, уехал в Германию и женился на 20-летней барышне. Последнее десятилетие своей жизни Жуковский провёл за рубежом, умер в Баден-Бадене, а похоронен в некрополе Александро-Невской лавры. В 1887 году в Александровском саду в Петербурге был установлен памятник В. А. Жуковскому.

Альбом облачён в переплёт из натуральной кожи с золотым тиснением, в основу дизайна обложки (дизайнер
Э. Кан) положены элементы оформления личного альбома Жуковского — царского подарка. Формат 335×240 мм в альбомной ориентации создал полиграфистам дополнительные проблемы при сшивании. Возникли и финансовые проблемы. Издание было включено в федеральную программу поддержки книгоиздания, однако ввиду недостаточности суммы выделенного гранта потребовалось искать дополнительные источники финансирования. Поддержку оказала компания ООО «Регент-Арт», но основная нагрузка, в частности по печати, легла на типографию «НП-Принт».

Когда мы говорим о возможном скором завершении эры печатной книги, главное беспокойство вызывает не перенос информации на электронные носители, а угроза утраты сложившейся книжной культуры, в том числе традиции подготовки изысканных художественных альбомов. Такая работа далеко не всегда приносит большую прибыль, а то и вовсе выполняется в типографиях из чистой любви к своему делу.

И пока в нашей профессии работают такие люди, почему-то не покидает уверенность в том, что цеховые ценности традиционной полиграфии будут сохранены и переданы в надёжные руки. Хотелось бы также верить и в то, что наше государство и благородные спонсоры не оставят в сложном положении книжную культуру и её надежную опору от самого основания нашей цивилизации — печатную книгу.

Андрей Антоненко