Перейти к содержимому
Главная страница

Санкт-Петербургская «Галерея печати»

На территории Четвёртого казённого винного склада (деловой центр «Обводный двор») с некоторого времени расположилась «Галерея печати» — пространство во многом для Петербурга уникальное, по крайней мере в потенциале. Воспользовавшись давним знакомством с организаторами студии «НП-Принт», из которой вышла «Галерея печати», мы расспросили заместителя директора Павла Хазанова об истории, формате, реалиях и планах предприятия.

Текст: Александр Шмаков, фото: Алексей Савкин

 

— «НП-Принт», как ты знаешь, начался с препресс-студии в 1998 году: фотовывод, ретушь, сканирование. Я пришёл в студию в 1999-м, и тогда же примерно появилась офсетная типография «НП-Принт», которая поначалу занималась упаковкой.

В 2000 году мы немного подучились, освоили управление цветом, купили цифровую цветопробу (одну из первых в России), и, как и учат различные западные школы, эти системные инвестиции дали довольно серьёзный рывок — компания стала отличаться от других.
На самом деле технологические инновации дают импульс на несколько лет и имеют впоследствии интересные косвенные выходы. К допечатным технологиям добавились опыт и знания коммерческого директора типографии Александра Андрущенко в области арт-рынка, и вот результат — типография через некоторое время сменила специализацию: стала печатать художественные альбомы, а не упаковку.
Начальные сравнительно небольшие технологические инвестиции, объёмом не превышающие десяти тысяч долларов, полностью изменили компанию. На самом деле, конечно, компанию меняют не железки, а люди. Директор типографии Андрей Шмаков буквально заболел книжными переплётами, и это определило дальнейший выбор послепечатки в типографии.
Препресс-студия вошла во вкус, открыла новый офис, внедрила инновационную на тот момент систему управления рабочим потоком Agfa Apogee workflow. Всё это, наверное, позволило нам на тот момент стать чуть компетентнее, чуть лучше, чем конкуренты.
В принципе, конечно, преимущество в компетенции дело проходящее, но толчок, который получают люди, освоив сложные технологии, работает ещё несколько лет. Приведу пример: руководитель переплётного участка цифровой типографии Олег Кулибаба пришёл в офис работать оператором RIP. Освоил Apogee, поработал оператором цифровой машины и лишь потом заинтересовался переплётами. Теперь он является универсальным специалистом, который детально знает все стадии производства. Человек-оркестр, каких немного. И это в свою очередь определённое конкурентное преимущество компании, когда в ней есть такие специалисты.
В 2007 году студия купила цифровую машину Canon, а типография к этому времени серьёзно продвинулась в переплёте и стала в этом плане одной из лучших в городе и в России.
В итоге мы стали заниматься препрессом альбомов живописи и работать с заказчиками, о которых можно только мечтать: Эрмитаж, Русский музей, Мариинка… Сами стали участвовать в издании художественных альбомов, например серия «Авангард на Неве» (сейчас выходит уже 40-й выпуск).
К 2010 году препресс-студии стало понятно, что необходимо либо сокращаться, либо развиваться. Решили поступить по-русски: купим железо, а там посмотрим, что будем с ним делать.
Первыми в России купили Xerox 1000, кучу послепечатки и запустили вторую торговую марку — «Галерея печати». В прошлом году были вынуждены поменять место жительства. Зато теперь у нас потрясающий лофт и своя галерея. Тут, видимо, произошло что-то из области эзотерики, так как название «Галерея печати» появилось за три года до этого. Ну вот вкратце и вся история.

PrintGallery12

— Как вы пришли к фотокнигам и как вообще развивалась типография с запуском под новой торговой маркой?
— Фотокнигами занимаемся чуть более трёх лет, после перехода к нам с «Восстания, 1» Александра Чекоданова. Поначалу это были в основном выпускные альбомы, потом у нас стали заказывать книги профессиональные фотографы, студенты Фотофакультета
и «Фотодепартамента». Полтора года назад у нас появился PR-директор Владимир Семёнов, работавший ранее креативным директором музея «Эрарта». Он убедил нас в том, что подводная часть айсберга у нашего бренда очень большая, но мы не умеем об этом рассказывать. В результате возникла новая концепция продвижения. Мы стараемся стать открытой компанией.
«Галерея» — это публичный проект. Нас обсуждают в соцсетях, и это обоюдоострая история. Если мы что-то сделали хорошо, то получаем дополнительный положительный шлейф, а если плохо, то у нас возникают бóльшие проблемы, чем если бы мы сидели тихонько. Не все сотрудники пока осознали, что, по сути, они сидят за стеклянными дверьми. Но это было наше сознательное решение — сделать прозрачную для клиентов компанию, чтобы показать массу плюсов, которые у нас есть
в области создания нетривиальной — как книжной, так и рекламной — продукции.
Год назад на Фотоярмарке Владимир успешно запустил проект издания книг по подписке.
В результате у нас появились так называемые авторские фотокниги. К нам стали обращаться фотографы из «Фотодепартамента», фотошколы им. Родченко. Мы провели несколько семинаров, в том числе на фотофестивалях — в Угличе и у нас, в Коробицыно, для которых сделали прототипы различных типов переплёта, чтобы люди могли реально подержать их в руках и понять плюсы каждого из них. Проработали форматы изданий. Таким образом у нас сложился некий ассортимент: пятый, восьмой, открытый, японский, швейцарский переплёты…
И их или их комбинаций достаточно для того, чтобы реализовать бóльшую часть фантазий. А фантазия при создании авторской книги — главный инструмент. Основное её отличие от стандартной фотокниги, сделанной, например, в онлайн-конструкторе, в том, что автор сам выступает частично как дизайнер, издатель, переплётчик и продавец. Наше дело ему в этом только помочь. Яркий пример — книга «В холоде» Ксении Диодоровой. Она сама провела гигантскую работу как по созданию книги, так и по сбору средств на краудфандинговой площадке. Очень советую всем посмотреть это проект. Вы можете легко его найти в фейсбуке, например. В работе сейчас — альбомы Сергея Максимишина, Дмитрия Конрадта, Анзора Бухарского и ещё многих авторов.
Первого октября мы открыли нашу галерею выставкой «Читая фотокнигу». Это вторая в России выставка, посвящённая западной авторской фотокниге (первая была в музее «Эрарта»). Куратор обеих выставок Дарья Туминас. На выставке представлены различные с точки зрения концепции фотокниги (более подробно об этом можно прочитать в интервью Владимира Семёнова, опубликованном на Photographer.ru).
В рамках выставки у нас прошёл мастер-класс графического дизайнера и издателя Ксавье Фернандеза Фуентеса. В ходе семинара участники проектировали под руководством мастера свои фотокниги, а мы в финале напечатали их прототипы. Прототип книги Анастасии Лазуренко, созданный в рамках мастер-класса, вошёл
в шорт-лист OFF PRINT в Париже.
Безусловно, мы работаем не только с фотографами. Год назад мы запустили УФ-шелкографию 703100 cм.
К фестивалю «Бумфест» 38 иллюстраторов нарисовали выдуманную страну МУ сразу с учётом нашего ТЗ на цветоделение под «шелкуху». Сейчас мы собираем подписку на издание книги. В общем, много интересных проектов.

PrintGallery13

— Видно, что ты сильно увлёкся темой авторской книги. А скажи, это имеет какой-то экономический смысл?
— На первый взгляд, это абсолютно некоммерческая история. Авторская книга не особо рентабельна ни у нас, ни на Западе. Но это, во-первых, то, о чём мы можем рассказать сегодня как об одном из наших уникальных достоинств. Во-вторых, в процессе разработки фотокниг мы создаём некие инновационные подходы и продукты и отрабатываем технологии, которые потом сможем использовать в коммерческих заказах. Я уже приводил пример, как инновации двигают компанию. Креативность — это мышца. Не будешь тренировать — атрофируется.

— Можешь привести пару примеров?
— Ну, например, мы использовали шелкографию в проекте студии «Манифеста» для банка SIAB. К слогану «Наш лучший клиент» была предложена идея — зеркало на обложке, в результате на обложку мы нанесли зеркальную краску.
Но самые яркие проекты, наверное, у нас связаны с художниками, театрами, с музеями.
Мы полностью внедрили цифровую печать в технологию создания художественных альбомов. Например, Михаил Шемякин подписывает готовый прототип книги в твёрдом переплёте, напечатанный цифрой, потом получает идентичный офсетный тираж.
Всё чаще весь тираж делается только цифрой. Качество печати не только не уступает, но иногда даже превосходит офсетную. Например, в уже упомянутой книге «В холоде» автор выбрал офсетную бумагу. Тираж 400 экземпляров, то есть экономически это уже скорее офсет, чем цифра. Мы сделали пробопечать офсетом и всё-таки вернулись на цифру, так как в офсете на этой бумаге цвета сильно «проседали».

— Ты рассказываешь в основном о книгах. Коммерческой печати совсем немного? Вы срочные вещи в работу берёте?
— Конечно, у нас много коммерческой печати. Более того, её большинство. Просто в вале рекламной продукции относительно меньше поводов говорить об инновациях, но они, безусловно, есть. Мы вообще нужны для тех клиентов, которые хотят, чтобы с его проектом всё было хорошо. Мы контролируем исполнение на всех стадиях, включая офсет, отлавливая и исправляя ошибки.
И вторая группа клиентов — это те, кому необходимо что-то креативное, и здесь мы, как и в случае с авторской фотокнигой, работаем в режиме «творим вместе» и часто находим очень неожиданные и яркие решения, которые отвечают всем требованиям заказчика.
Что касается сроков: у нас есть корпоративные клиенты, которым надо напечатать что-то в течение трёх часов. Делаем! Календари, каталоги, визитки, буклеты, всё это есть. Мы уже почти 15 лет обслуживаем крупнейшие выставочные компании. У них всегда «всё вчера».
Кстати, книги тоже бывают архисрочными. За ночь мы, например, сделали 200 альбомов в твёрдом переплёте к газовому форуму. Вечером фото — утром альбомы. Или Сергей Максимишин обратился с заказом, когда фотографии пришли в три часа дня, а к десяти вечера к мероприятию мы сдали тираж альбома в подарочных коробках,
с флешками.

— Оперативно! А какой ты видишь «Галерею печати» в развитии?
— Правильная стратегия для компании в моём понимании — это создавать навыки, конкурентные преимущества, которые понадобятся завтра. В своё время наши навыки работы с цветом плюс инициатива нескольких человек привели к кардинальным переменам в работе всего коллектива — как студии, так и типографии «НП-Принт».
Над этим стараемся работать и сейчас.