Перейти к содержимому
Главная страница

Полиграфия и Первая мировая

RMR_Lubavich_s

М. Румянцев, директор типографии «Любавич»


Как оценить ушедший 2016 год в полиграфии? Сложный год. Попробуем порассуждать аналогиями с Первой мировой войной — уж очень совпадают цифры и события.

В 2014 году российский бизнес втянули в битву за выживание: мирная жизнь сменилась военной — санкции, обвал рубля, сжатие рынков. Но на патриотической волне бизнесмены готовы были терпеть. В 2015-м отстреливались, но не хватало патронов (оборотных средств) — ярко выраженный «снарядный голод». Продолжилось отступление, но приспособились к противнику, а в отдельных местах фронт даже подравнялся. В 2016-м должен был быть «Брусиловский прорыв». Случился он в российской полиграфии?

Максим Румянцев, директор типографии «Любавич»

Отчасти да. Ряд типографий начали новый инвестиционный период — кто-то в послепечатное оборудование, кто-то в печать. И мы в том числе. Приобретение новой печатной машины, новой технологии печати высокореактивными УФ-красками — для нас это и новый вызов, и новые риски. Но, как известно, «шанс на успех приходит облачённым в рабочую одежду». Это приобретение не привело сразу к потоку золотых монет на мою голову.

Весь год мы осваивали новую технологию. Она оказалась гораздо сложнее, чем представлялась на входе. И поставщики печатных машин и расходных материалов также не обладают достаточным опытом, чтобы подсказать, как печатать такими красками. Вместе с ними мы продвигались методом проб и ошибок. Главная проблема этой технологии — она стабильно печатает в очень узком диапазоне различных параметров, включая такие, как состав увлажняющего раствора, климатика в цеху, температура красочных валов и прочее. Этот узкий диапазон печатникам и технологам ещё нужно нащупать и удержать в процессе печати тиража…

Мне кажется, что история с УФ-печатью высокореактивными красками повторит многие другие истории с новациями. Первые типографии закупают её с громкими презентациями, под свет телекамер и софитов, а потом наступает провал в инсталляциях. Остальные участники рынка присматриваются к новаторам.

Так было с цифровой печатью. Первые типографии купили Xerox’ы и начали осваивать рынок. Когда же другие убедились, что цифровые машины имеют свой качественный профит, они тоже рванули в цифровой сегмент. Да так алчно, что по дороге обвалили его по ценам. Первопроходцы, конечно, свои «сливки» выпили, но им пришлось понервничать и попотеть. Но рынок оказался таким благодатным, что и последователи успели погреть руки на новой технологии. Правда, только второй эшелон. Третьи и четвёртые эшелоны только создали излишнюю конкуренцию. Сейчас уже цифровой сегмент не отличается по рентабельности от офсетного, хотя и продолжает расти.

Будет ли аналогичный сценарий с УФ-красками? Сейчас сказать не могу. Новые возможности эти краски однозначно дают. Мы можем изготавливать новые интересные продукты: суперобложки для книг из пластика, каталоги и этикетки с твин-лакированием, эффектные обложки на металлизированной и дизайнерских бумагах. Но спрос на всё это не шквалистый, и «брусиловским прорывом» я бы назвал только саму технологию, а не финансовый результат. Требуется раскачка рынка. Мы не сдаёмся, задумали серию семинаров для дизайнеров, чтобы объяснить им возможности Уф-печати. Но опять-таки это кропотливая работа с засученными рукавами и возбуждённым мозгом.

Надеюсь, что в этом веке в семнадцатом году нас минуют катаклизмы а-ля столетней давности — как в политическом, так и в экономическом смысле. И Россия «выиграет вместе с союзниками мировую войну» — начнётся мировой экономический подъём. Предпосылки для этого есть, настроение в бизнес-среде умеренно-оптимистическое. По теории Кондратьева, повышательная волна нового экономического уклада начнётся вот-вот, в 2020-м. Нужно быть к ней готовым!