Перейти к содержимому
Главная страница

Петербургская премьера Pentax 645Z

Pentax-645Z-mini

В январе удалось посетить тест-драйв среднеформатной камеры Pentax 645Z. Причин для этого было как минимум две (на самом деле, конечно, больше). Во-первых, давно не виделись с Игорем Сахаровым, в студии которого проходило мероприятие (и чьи работы, кстати, сделали очень праздничным наш декабрьский номер). А во-вторых, было действительно интересно посмотреть камеру, слухи о которой ходили уже очень давно, в реальной студийной работе. Тем более что камера эта, без всякого сомнения, заинтересует рекламистов, дизайнеров и фотографов, которые снимают для каталогов, журналов и им подобной высококачественной полиграфии. Но обо всём по порядку.

Прихожу в назначенное время, в просторной студии уже битком, все в ожидании. Обмениваются новостями, рассматривают развешенные по стенам фотографии Игоря, не раз отмеченные многочисленными наградами, листают отпечатанное портфолио и журналы с работами мастера… Последние приготовления — и Игорь, заняв своё «режиссёрское» кресло с надписью «Сахаров», мгновенно овладевает вниманием публики.

igor_saharov_pentax

«Я отношу себя к таким фотографам, которые не камерами снимают, а рисуют светом, занимаются светописью. И сегодня мы не будем говорить о фоторетушёрах, мы снимаем в студии так, чтобы сразу получилась нужная картинка. И, конечно же, в студии лучше снимать средним форматом. Сегодня мы рассмотрим новую камеру Pentax 645Z.
Она разительно отличается от малоформатных моделей прежде всего тем, что её новая CMOS-матрица от Sony существенно большего размера. Сильное заблуждение многих фотографов, которым пользуются маркетологи, состоит в том, что разрешение камеры якобы зависит не от размера матрицы, а от заявленной многопиксельности. Но существуют железные законы физики, и обойти их не удастся никому. Итого мы имеем примерно 51-мегапиксельную цифровую камеру среднего формата.
По эргономике она близка к малому формату, а по цене сильно выигрывает у конкурентов — Phase One (она же Mamiya с задником от Leaf) и Hasselblad. Во всех установлена одна и та же матрица, но при этом камера у Pentaх и богаче по функционалу, и стоит почти в два раза дешевле, чем у ближайшего конкурента».

Компания Pentaх (с недавнего времени — под крылом Ricoh Imaging Company) всегда отличалась от конкурентов тем, что, выпуская камеры и объективы высочайшего качества, устанавливала на них более гуманные цены. Для мастер-класса компания предоставила тестовую камеру Pentax 645Z и набор оптики: китовый объектив 55 мм, объектив 90 мм макро и широкоугольный 25 мм (со встроенным держателем фильтров) и зумы: 33–55 мм и 45–85 мм.

После короткого введения Игорь продолжил более детальный рассказ о 645Z.

«Предметную съёмку я сейчас делаю на кардан и задник от Sinar, а людей и всё, где не нужны карданные подвижки, снимаю на Pentax. Сначала эта камера попала ко мне в августе на тест. Я протестировал её в сложных световых условиях, чтобы понять, отвечает ли она моим требованиям. Сравнил с файлами, которые я получаю с Sinar. Понравилось! Потом побродил по Петергофу и едва не решил стать пейзажным фотографом. Кстати, на высоких значениях ISO в тёмное время суток камера демонстрирует отличные показатели. В итоге я приобрёл для себя камеру Pentax, полностью окупил её за осенний период и остаюсь ею очень доволен. Дополнительно к камере можно приобрести шикарнейшие объективы, в том числе старые неавтофокусные. Что я и сделал. Вот посмотрите, чист как слеза!
Ещё я докупил дополнительную батарею. Если вы снимаете на улице, то заряда аккумулятора хватит вам надолго, но при съёмке в студии, при активном Wi-Fi трансфере, имеет смысл подумать о запасной батарее.
Кстати, и видоискатель у Pentax 645Z очень качественный и светлый, и даже со старыми объективами сигнализирует, когда вы попали в фокус. Всё продумано. Имеется также диоптрийная коррекция, которая позволяет отрегулировать видоискатель под своё зрение. Я использую только ту технику, которая позволяет решать мне все мои задачи, и приобретаю только то, что меня полностью устраивает. 645Z надёжна в работе и ни разу меня не подвела.
Видео аппарат тоже пишет шикарно, но я же фотограф, а не видеооператор. Однако недавно мы снимали видео о лошадях на конюшне, и Светлана (жена и ассистент. — Прим. ред.) выступила в качестве оператора. Очень классно получилось. Ей так понравилось, что она решила заниматься не только фото, но и видео. Так что теперь создадим универсальную команду.
А качество фотографий вы можете оценить по сделанным нами отпечаткам метр на семьдесят, из JPEG без обработки. Фото надо смотреть на бумаге, потому что фотография — это не файл, фотография — это отпечаток».

igor_saharov_pentax_shot_01

Отпечатки, о которых рассказал Игорь, действительно хороши. Размером 703100 cм, с чёткой детализацией и широким цветовым диапазоном. Тестовые снимки, которые были сделаны на мастер-классе, также выглядели отлично, но на экране калиброванного монитора: на распечатку времени уже не осталось.
В процессе тестовых съёмок участники мероприятия смогли оценить все достоинства камеры и объективов Pentax, а также фирменного света, о котором Игорь рассказал отдельно.

«Камера отлично работает с моим студийным светом Broncolor, который я считаю лучшим в мире по качеству и удобству работы. Дело в том, что я снимаю в студии не объекты, не моделей, не предметы, — я снимаю красоту света, которую с помощью модели или предмета просто легче подчеркнуть. А генераторы дают стабильный импульс и цветовую температуру, и настолько короткий импульс, что я могу «заморозить» любое движение. И всё, что находится у меня в студии, всё, с чем я работаю, отобрано опытным путём.
Я никогда не сидел на форумах и не читал все эти бесчисленные отзывы — только личная практика, только тесты. Как в известной рекламе: «Чтобы понять, надо гонять». Только так».

igor_saharov_pentax_shot_02

Далее Игорь поделился некоторыми подробностями студийной работы.

«Файлы я предпочитаю просматривать не на экране камеры, а на калиброванном мониторе в большом формате. Чтобы не вынимать флэшку, можно связать камеру с компьютером по Wi-Fi, но я предпочитаю это делать традиционным способом — через USB-кабель. Таким образом, я сразу вижу результат съёмки в мельчайших деталях.
Ещё одна отличная вещь: камеру можно поставить на штатив, связаться с ней по Wi-Fi и управлять процессом съёмки с телефона, планшета или ноутбука.
Я как-то сидел в парке, увидел интересного деда, положил камеру рядом с собой на скамейку, и так снимал
и тут же просматривал на планшете. Удобно!

Или снимали каталог шуб в студии… Поставил камеру на штатив, выставил свет, определил точку для модели. Сам сижу с чашкой чая, управляю процессом и снимаю с планшета. Тут же присоединилась заказчица: «Это хорошая, а эту, может быть, переснимем?» Модель только успевала переодеваться, и съёмка шла легко и быстро, потому что модель чувствовала себя более свободно и импровизировала как перед зеркалом — совсем другое самоощущение, когда нет прямого взгляда через объектив.
Одним словом, очень удобная вещь управление по Wi-Fi: можно снимать с верхней точки, с нижней, да хоть из-за угла».

В своём рассказе о профессиональном свете Игорь особо отметил широкий динамический диапазон камеры.

«Для выездных съёмок мы используем мобильные генераторы Bronсolor на 1200 джоулей с двумя импульсными лампами со светодиодным пилотным светом цветовой температуры 5500 кельвинов, что позволяет избегать цветового дисбаланса при съёмке в смешанном свете.
Двумя, потому что на фотографии ведь нам надо создать объёмную картинку. На жизнь мы смотрим двумя глазами и видим стереокартинку, а объектив у нас один, соответственно два источника света, потому что мы рисуем не только светом, но и тенью тоже.
А поскольку динамический диапазон и плавность переходов от света к тени у Pentax 645Z очень хороши, мы можем получить качественную картинку практически в любых условиях. И, повторюсь, я беру то оборудование, которое не мешает мне работать, функционирует как часы, точно и без сбоев, чтобы я мог думать исключительно о творческом процессе».

Далее Игорь представил компактную карданную систему Cambo Actus и поделился рядом секретов студийной съёмки. А в финале мастер-класса состоялись долгожданные тестовые съёмки на Pentax 645Z, в ходе которых участникам позировали и профессиональная модель, и цветок ириса, и даже живая сова. Завершился день открытых дверей и презентация Pentax 645Z многочисленными обсуждениями и обменом живыми эмоциями. А после долгим «эхом» в социальных сетях
и сожалениями тех, кто по тем или иным причинам не смог посетить мастер-класс.

Редакция благодарит Ricoh Imaging Company (и лично Елену Ващилко) и студию Игоря Сахарова (и лично мастера) за массу положительных эмоций и профессиональное представление. В роли модели выступила Olga Alberti, в роли Совы — очень фотогеничная сова. Стиль — Sasha Petrova, общая организация — Светлана Петрова. Камера — Pentax 645Z, свет — Broncolor.

Подготовил к публикации Александр Шмаков. Тестовые снимки доступны для загрузки на сайте //ricoh-imaging.ru