Перейти к содержимому
Главная страница

Особенности колориметрической настройки ЦПМ для получения стабильных и предсказуемых результатов печати

nick_colorchecker_reg_mark_nlk_mod3_1

Методика, рассматриваемая в данной статье, в первую очередь предназначена тем, кто желает получать максимально стабильный, предсказуемый результат печати на одних из самых нестабильных печатающих устройств — ЦПМ (цифровые печатающие машины), которые используют способ электрографии. И хотя ЦПМ, использующие струйную печать, намного более стабильные устройства, все методы также можно отнести и к ним.

Является ли стабильность и предсказуемость результата печати товаром, за который потребитель готов платить деньги? Утверждать, что существует очередь из желающих настроить свой печатный процесс в соответствии с требованиями стандарта ISO 12647 (он же ГОСТ Р ИСО 12647) — значит погрешить против истины. Формально никто не против, но только если не надо прилагать усилий. Поэтому до сих пор пользуется спросом и, конечно же, предложением большая такая кнопка с названием «Зашибись»! Многие тратят деньги на её покупку, но пока всё время приобретают «что-то не то». При этом собственно заказчик печатной продукции почти всегда уверен в том, что типография «всё равно всё испортит».

В результате начинается поиск того минимального порога качества, за которое ещё стоит платить деньги. И я бы хотел обратить внимание, что времени на то, чтобы сделать хорошо и «абы как», тратится одинаковое количество. Разница лишь в том, знаешь ли как, то есть эдакое know-how. Вместо самой вожделенной кнопки, оказывается, нужно выстраивать технологический процесс. В этом процессе колориметрической настройке ЦМП отводится очень важное место. Цена же самой настройки меркнет перед ценой расходных материалов для производства продукции на ЦПМ. Этим кратким вступлением я призываю к культуре производства как к фактору повышения производительности труда, который неминуемо скажется на экономических показателях. Потому как не потребуется тратить время (которое тоже деньги) на подгонку цвета, причины же собственно подгонки могут быть очень-очень разными.

Начинать необходимо с приведения ЦПМ к нормам подачи тонера (выраженное в значениях оптической плотности D), рекомендуемым производителем. И обеспечения равномерности нанесения тонера по всей поверхности. Эти вопросы следует ставить перед сервисными службами производителя, но опыт показывает, что справляются они с этим плохо, потому как без применения измерительных приборов эту задачу не решить. Сколько раз вы видели сервисного инженера со спектрофотометром (или хотя бы с денситометром) в руках? А ведь даже после «прочистки электризатора» изменяется «подача тонера»…

В любом случае с нормированной подачей тонера надо справляться или при помощи специалистов, или своими силами. Таким образом, обеспечивается колористика «основных цветов» в соответствии со стандартом ISO 12647. Далее необходимо привести к норме градационные кривые. Для этого предусмотрена процедура калибрации (или линеаризации). Также требуется применение измерительного прибора. Калибрация с использованием расширенной шкалы может привести к более точным значениям «баланса по серому». В результате совершения этих действий ЦМП может печатать очень близко к требованиям ISO 12467. Многих такой результат уже устраивает, другое дело, что такое состояние ЦМП само по себе является редкостью, хотя должно быть нормой.

Я хочу предложить нечто более значимое на производстве — стабильность результата печати. Без установки нормированных значений, описанных ранее, разумеется, не обойтись. И только после этого надо применять методы, позволяющие заметно улучшить результаты печати с учётом нестабильности печатных процессов. Не является секретом, что для борьбы с нестабильностью печати «на тираже» используется высокая генерация чёрной краски или тонера при цветоделении в CMYK (GCR70, GCR80). Бóльшее количество чёрного тонера или краски в печати изображении позволяет в меньшем количестве использовать триадные краски (CMY) — как для тёмных участков изображения, так и для деталей, близких к нейтрали (оттенкам серого). Эту особенность давно эксплуатируют под разными коммерческими вывесками типа «Save Inks – Save Money», указывая на снижение расхода цветных тонеров (красок), приводящее к меньшим финансовым затратам. При этом также заметно снижается влияние внешнего искусственного освещения на восприятие нейтральных оттенков. Потому как чёрный тонер (краска) уж точно не будут синить, краснить или зеленить. Современные тонеры и чернила имеют очень сильную зависимость от спектра источника освещения, в отличие от офсетных красок. Заметить этот «эффект» очень легко. Сначала надо переместившись с отпечатком, сделанным при помощи ЦПМ, к окну, являющемуся источником дневного света с равномерным спектром распределения световой энергии, а затем прогуляться по офису, в котором обычно имеются различные осветительные приборы.

[images cols=»three» lightbox=»true»]
[image link=»9591″ image=»9591″]
[image link=»9592″ image=»9592″]
[image link=»9593″ image=»9593″]
[/images]

Рис. 1. Каналы CMYK у «фирменного» профайла BizHub C1060 71C-1 61C-COAT.icc
Рис. 2. Каналы CMYK у популярного «офсетного» профайла ISO_Coated_v2.icc
Рис. 3. Каналы CMYK у «самодельного» профайла с GCR70 для печати на мелованной бумаге на ЦМП BizHub C1060

Для сохранения «баланса серого» важна стабильность печати, в части сохранения «рецепта» процентного содержания триадных цветов. «Баланс серого» является очень хорошим индикатором точности печати, потому как особенностью человеческого зрения является способность определять малейшие оттенки в «серой области» (нейтрали). Надо отметить, что среди параметров, определяющих «верность» печати, принято использовать только два «узнаваемых цвета», потому как именно на них критически реагирует наблюдатель. Это нейтраль («баланс серого») и телесный (skin tone). Повышение количества собственно чёрного тонера (краски) при печати нейтрали позволяет существенно снизить влияние триадных цветов. Таким образом, различные дестабилизирующие факторы (изменение заряда в электризаторах, изменение температуры, изменение влажности воздуха, сорта бумаги и т. д.) не сказываются на восприятии результата печати.

Рис. 4. Канал Black у «фирменного» профайла BizHub C106071C-1 61C-COAT.icc

В повышении уровня чёрного есть важный неприятный момент, выражающийся в том, что телесные тона выглядят несколько «загрязнёнными». В этом нет ничего удивительного, потому что генерацию чёрного приходится начинать с 0%. Но странно, что при этом сами же производители ЦПМ рекомендуют выбирать режим генерации чёрного под названием Skeleton. В этом режиме чёрный «стартует» примерно с 40% (см. рис. 1). В результате светлые тона будут печататься без использования чёрного тонера (краски), что может привести к «разнотонице» как на тираже, так и при повторной печати.

Рис. 5. Канал Black по алгоритму Heidelber_GCR70 с вычитанием чёрного в телесных тонах

Побороться с этой неприятностью возможно при помощи алгоритма для цветоделения известной фирмы Heidelberg. В 2015 году они предложили оригинальный алгоритм при изготовлении ICC-профайлов с вычитанием чёрного в телесных тонах. Результаты печати при использовании ICC-профайлов с этим алгоритмом выглядят очень хорошо. Ни в коей мере не являюсь апологетом решений этой фирмы (и не рекламирую их). В данном случае просто делюсь замечательной возможностью, которую в полной мере можно использовать и для ЦПМ. Профилировщики, встроенные в различные управляющие программы печати от производителей ЦПМ, не дают ничего близко сравнимого с таким результатом. В итоге появляется возможность снижения влияния нестабильности печати при помощи высоких значений GCR и отсутствие загрязнения на телесных тонах.

Рис. 6. Канал Black у ISO_Coated_GCR70.icc (автор профайла – М. Сартаков)
Рис. 7. Канал Black у «популярного» профайла для офсетной печати на мелованой бумаге ISO_Coated_v2.icc

Автор тестового изображения – А. Шадрин

На рисунках 4–7 показана разница в изображениях при использовании различных уровней генерации чёрного в ICC-профайлах. Сравнительный анализ результатов печати делался на различных моделях Konica Minolta, Xerox, Ricoh при использовании различных программ управления печатью: Fiery Command WorkStation, Konica Minolta Job Centro.

Например, при использовании Konica Minolta Color Centro подмену генерируемого этой программой ICC-профайла удаётся сделать «на лету». Можно использовать результаты измерений тестовой мишени, которая уникальна для этой программы, для изготовления ICC-профайла при помощи программы Color Toolbox (версия 2015 и выше) и использовать именно этот ICC-профайл вместо фирменного от Konica Minolta. DeviceLink-профайлы, изготовленные Color ToolBox, тоже оказываются лучше фирменных от Konica Minolta.

И как самый замечательный результат всех этих действий (эдакая вишенка на торте) получаем полное соответствие требованиям, предъявляемым к цветопробе. В дальнейшем часто используемое понятие цветопроба будет обусловлено тем, что именно она определяет соответствие печатного процесса требованиям ISO 12647. При всех тех же установках оптических плотностей, «штатной» калибровке ЦПМ и использовании родных ICC-профайлов у Konica Minolta полное соответствие требованиям цветопробы не получается — то одно не сходится, то другое, то третье. Использование же «алгоритмов от Heidelberg» позволяет решить три задачи: стабильность печати, отсутствие грязи в телесных тонах и цветопроба. Примечательной особенностью является возможность получения цветопробы на тиражной бумаге, что особенно важно для офсетных типографий, которые очень часто имеют ЦПМ в своём списке оборудования.

Рис. 8. «Цвет бумаги» в про-файле ISO_Coated_v2
Рис. 9. «Цвет бумаги» в про-файле PSO_Coated_v3

Бумага, предусмотренная для цветопробы на струйном принтере, имеет заметные отличия от тиражной бумаги по белизне. И причиной этого является различие в количестве оптического отбеливателя, содержащегося в цветопробной бумаге для струйного принтера и в тиражной бумаге. Компенсировать эти различия при помощи чернил, в попытке эмулировать цвет тиражной бумаги, чаще всего не получается. Большое количество оптического отбеливателя, используемого в современных бумагах, очень сильно затрудняет решение этой задачи. В результате хорошо настроенная ЦПМ может дать цветопробу как для мелованных, так и для немелованных бумаг. Это же относится и к различным дизайнерским бумагам, а-ля Munken и прочим. Правда, для такого рода бумаг часто приходится делать свои, особые настройки в подаче тонера (краски).

Рис. 10. Градационные кривые в описанные в стандартах 2004 г. и 2013 г. Серый цвет – TVI из ISO 12647–2:2004 (ISO_Coated_v2) Чёрный цвет – TVI из ISO 12467–2:2013 (PSO_Coated_v3)

Важным моментом для оценки точности настройки ЦПМ является выбор печатного процесса, который эмулируется при печати на ЦПМ. Дело в том, что за последнее, достаточно продолжительное время большое количество дизайнеров, работников prepress, пользуются ICC-профайлом печати ISO_Coated_v2. Это уже намного лучше, чем использование US_WebCoated_SWOP, который устанавливается в Photoshop по умолчанию, но при этом вообще не имеет никакого отношения к существующему в Европе печатному процессу — ни по колористике красок, ни по градационным кривым, ни по «балансу серого». Но существуют достаточно большие отличия реального современного печатного процесса от условий, заложенных в этот ныне популярный ICC-профайл.

Рис. 11. Тестовое изображение подготовленное для печати по ISO_Coated_v2.icc
Рис. 12. Тестовое изображение подготовленное для печати по PSO_Coated_v3.icc

Главные отличия — «цвет бумаги», форма градационных и баланс серого. Градационные кривые и значения TVI, используемые в профайле в ISO_Coated_v2 (или ISO_Coated_v2_300%), характеризуют печатный процесс, построенный на технологии Computer-to-Film. А современный процесс давно уже использует технологию Computer-to-Plate. В результате изображения при печати офсетным способом становятся несколько темнее. При этом изображение искусственно делается желтее, для компенсации большого количества оптического отбеливателя. Многие типографии, зная об этих различиях, стараются их учесть в своём формном процессе при помощи специальных корректирующих кривых. Условия современного печатного процесса уже заложены в ICC-профайл PSO_Coated_v3. И обычно никаких дополнительных компенсаций градационных не требуется. Эти различия также важно учитывать при настройке ЦПМ, при решении вопроса «под что печатаем». Для офсетной печати есть особенности компенсации для кривой Black, но это тема отдельного долгого разговора. Следует иметь в виду, что фирменные ICC-профайлы от производителей ЦПМ реализованы для использования ISO_Coated_v2. Таким образом, использование современной бумаги с высоким содержанием «оптики» при печати на ЦПМ потребует учёта этой особенности во время настройки для получения высококачественной продукции.

Все перечисленные возможности неоднократно реализованы на различных моделях Konica Minolta серии Pro, нескольких моделях Xerox и Ricoh. Подразумевается возможность и, соответственно, необходимость регулярной калибрации (линиаризации) ЦПМ (не путать с профилированием — это различные процессы).

Регулярная калибрация (линиаризация) процесса позволяет сохранить работоспособность ICC-профайла. Сравнение результатов измерений тестовой печати без калибрации и после калибрации показало важность этого процесса для получения предсказуемого результата печати.

Александр Руденко (Рига),
специалист по предпечатной подготовке
«Printing technology consulting»
//printingtechnology.lv
prepress@printingtechnology.lv

См. также статью А. Руденко о допечатной подготовке изображений для печати дуотоном «Как увидеть Duotone на экране до печати».