Перейти к содержимому
Главная страница

Нужна ли офсету цифра? Детали конференции

kaleidoskope

18 января 2018 года Клуб директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга провёл очередное ежегодное заседание, на сей раз на базе Оптико-механического лицея. По сообщению организаторов, мероприятие собрало 118 участников — руководителей типографий, студентов и компаний-поставщиков (половина участников, согласно данным организаторов, не представляла интересы поставщиков).

В заседании приняли участие представители компаний Xerox, Ricoh, Canon, «Коника Минольта», «Гейдельберг», «ЯМ Интернешнл», «Нисса Центрум», «Нисса Офитек», «ЛРТ», «ТОР», «Терра-Принт» «Моноритм», «Графические технологии», «Риал-СТФ», ImPress и др.

Клуб директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга. 18 января 2018 года
Лицей высшего класса

Перед началом работы этой мини-конференции, которая мало напоминала заседание клуба, участники смогли познакомиться с лицеем и его техническим оснащением, которое действительно впечатляет. А в скором времени планируется дооснащение производственной базы учебного заведения. В ходе экскурсии гости смогли познакомиться со всем спектром оборудования, которое используется в учебном процессе и для выполнения коммерческих заказов.

Директор лицея Константин Костюк приветствовал аудиторию и призвал полиграфистов к «обратной связи» для оптимальной организации обучения в соответствии с современными потребностями отрасли: «В этом году мы открываем три новых специальности в медиасфере, среди которых «техник-технолог полиграфического производства» и «графический дизайнер», и надеемся на вашу помощь, содействие практиков в организации учебного процесса в соответствии с реалиями сегодняшнего дня».

Далее состоялось подписание договоров о социальном партнёрстве между компаниями Ricoh и «Моноритм» с Оптико-механическим лицеем. Договоры предполагают участие сторон в организации образовательного пространства в полиграфии, проведение семинаров, вебинаров и конференций, а также предоставление именных стипендий обучающимся. «Моноритм» дополнительно произведёт в лицее инсталляцию АСУ ASystem для учебных целей. Напомним, что раннее состоялось подписание аналогичного договора с компанией «ЯМ Интернешнл».

Идеология в явочном порядке

Председатель Клуба Александр Иванов обозначил несложную (но весьма амбициозную) идеологию общественного объединения:

– членство реализуется явочным порядком и подтверждается предоставлением контактной информации об участнике;

– клуб является некоммерческой организацией, мероприятия проводятся за счёт спонсоров;

– мероприятия клуба проводятся в целях содействия свободному информационному обмену в полиграфической бизнес-среде России и других стран.

[images cols=»three» lightbox=»true»]
[image link=»10584″ image=»10584″]
[image link=»10585″ image=»10585″]
[image link=»10586″ image=»10586″]
[image link=»10587″ image=»10587″]
[image link=»10588″ image=»10588″]
[image link=»10589″ image=»10589″]
[image link=»10590″ image=»10590″]
[image link=»10591″ image=»10591″]
[image link=»10592″ image=»10592″]
[image link=»10593″ image=»10593″]
[image link=»10594″ image=»10594″]
[image link=»10595″ image=»10595″]
[image link=»10596″ image=»10596″]
[image link=»10597″ image=»10597″]
[image link=»10598″ image=»10598″]
[image link=»10599″ image=»10599″]
[image link=»10600″ image=»10600″]
[image link=»10601″ image=»10601″]
[/images]

Немного статистики. Латвия и Россия

Итоги 2017 года в цифровой печати представили менеджер отраслевого маркетинга «Ксерокс Евразия» Дмитрий Мокин и главный редактор журнала «Курсив» Александр Амангельдыев.

Дмитрий Mокин отметил 20–25% рост объёмов печати на «больших» цифровых машинах и порядка 40% на малых. Однако этот рост был продемонстрирован на фоне падения 2014–2015 годов. Несмотря на специфику питерского рынка, тенденция падения малого бизнеса, работающего на небольших и средних машинах, проявившаяся в 2016 году, по словам Мокина, развернулась на 180 градусов. Об этом свидетельствует и статистика продаж новых малых машин и объёмы печати на них.

Александр Амангельдыев отметил ощутимый рост печати в целом. «По нашим оценкам, 2017 год в плане прироста печатных мощностей оказался существенно лучше предшествующих четырёх лет — на десятки процентов. В упаковке и этикетке существенно растёт доля цифры», — сообщил он.

Доклад о состоянии полиграфии в Латвии представил Александр Ступанс (представитель компании Plockmatic, торговая марка Morgana). В стране с населением меньше 2 млн человек оборот полиграфической отрасли за 2016 год составил 370 млн евро, из них 77% составил экспорт.

Рост в 2017 году у типографий составил от 5 до 40%, в среднем — 10%. На рынке работает 380 компаний, из них «серьёзных», по оценке Ступанса, 120. Самые быстрорастущие сегменты — это книга, упаковка и этикетка. Объёмы производства растут каждый год, за исключением кризиса 2008–2009 годов, когда ВВП Латвии рухнул на 27%. Тогда и цифровики, и офсетчики обратили свои взоры на рынки Скандинавии и получили заказы за счёт того, что рабочая сила в стране стоит существенно дешевле.

Экспорт полиграфической продукции постоянно растёт, и в число собственников типографий входит всё больше граждан Евросоюза, настолько, что практически не осталось чисто латвийских типографий. Инвестиции в оборудование также постоянно растут, поскольку растут требования и меняется сама природа заказов.

Отдельно Александр отметил, что типографии в Латвии очень неохотно отдают работы на аутсорсинг, всё оборудование должно быть «в доме». И так же непросто найти типографию, в которой не было бы одной-двух цифровых машин.

Сумма среднего заказа снизилась, но количество заказов значительно выросло. И существенно возросли требования к срокам исполнения заказов. И весьма ощутим в Латвии дефицит квалифицированных кадров.

Одним словом, тенденции весьма схожи, за исключением офсета.

Ретроспектива петербургской цифры

Далее директор типографии «Любавич» Максим Румянцев артистично описал четыре волны в истории становления и развития цифровой печати в Санкт-Петербурге. В виде статьи он представил эти свои размышления, а также впечатления о прошедшем мероприятии в блоге на сайте типографии.

Призвав присутствовавших на заседании топ-менеджеров поставщиков цифрового печатного оборудования к баттлу, бессменный директор типографии, которой исполнилось уже четверть века, обозначил тему состязания: «Пойдут ли офсетчики в цифру?» и заодно поделился наблюдением: каждый второй звонок в отдел продаж его офсетной типографии, по сути, цифровой, а не офсетный.

Печатать так же, как офсетом

Дискуссию по теме собрания начала директор по продажам Ricoh Rus Галина Козырева. «Придут ли офсетчики в цифру? По моему мнению, они уже пришли. Моя карьерная биография началась с компании «Гейдельберг», где я проработала 7 лет, и машины Ricoh, которыми я занимаюсь сейчас, разрабатывались совместно с Heidelberg на нашем заводе в Телфорде, и я лично наблюдала, как инженеры добивались того, чтобы цифровые машины печатали так же, как офсетные. А тенденция сейчас такова, что едва ли не в каждой типографии в Германии рядом с офсетной машиной стоит цифровая. И если раньше покупали цифровую машину, то это выделялось в отдельное производство. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к объединению в единые производства. Мы за последний год поставили очень много наших машин именно в офсетные типографии: «Август Борг», «Премиум-пресс», «Акрос» и т. д. И как правильно говорилось, заказчику всё равно, как отпечатан тираж — цифрой или офсетом».

О пользе цифры для офсета

Евгений Голубев (Xerox, Санкт-Петербург) отметил, что тема мероприятия «достаточно странная»: «Те, кто хотел, уже давно цифру купили, и даже уже поменяли несколько поколений оборудования, заработали на этом деньги и планомерно росли. Прошлый год был для нас рекордным, мы занимаем порядка 50% рынка и уходить никуда не собираемся. Мы здесь».

Елена Фёдорова (Xerox Россия): «Офсетчики не умеют продавать цифру. Для них это совершенно неудобный бизнес. У них есть понимание, как у опытных бизнесменов, что грядут перемены и нужно что-то делать. Как построить систему продаж, как наладить этот канал сбыта — в этом основной камень преткновения для офсетных типографий. Цифра это 100–150 заказов в день с низким чеком, которые тебе нужно уметь продавать и уметь с ними оперативно работать. Цифра очень быстро выявляет узкие проблемные места в офсетном производстве, которые до этого были незаметны, а цифра за счёт большого потока все эти вещи вскрывает. И если полиграфист сможет перестроить свой бизнес, это будет уже бизнес на стыке с IT. Вы будете думать не так, как полиграфист или производственник, а как человек который должен быть ближе к клиенту и работать напрямую с внешним интерфейсом».

Ничего личного, только цифры

Олег Васильев (Canon) сообщил: «В прошлом году мы также наблюдали всплеск интереса в начальном и среднем сегменте цифровых машин и широкоформатных принтерах, что может свидетельствовать о реализации отложенного спроса» и рассказал, что, согласно прогнозу Smithers Pira, количество полиграфических предприятий к 2021 году в мире сократится на 16%, а общий объём печати увеличится на 11%.

По количеству листооттисков аналоговая печать будет прирастать в среднем на 1,6% в год до 2021 года, в цифровой печати — в среднем 11% в год. При этом доля цифровой печати от общего объёма полиграфии в 2016 году составляла 4,4%, и по прогнозу через пятилетку достигнет доли в 7%. В деньгах цифровая печать занимала в 2016-м — 15,2%, и, как ожидается, достигнет к прогнозной дате величины в 19,4%, в среднем — 7% в год, в то время как в аналоговой печати ожидаются средние темпы роста 0,9%. Помимо упаковки, самый большой прирост ожидается в рекламной полиграфии.

И вас оцифруют

Президент Konica Minolta Business Solutions Russia Николай Дмитриев провёл экспресс-голосование, чтобы выяснить количество представителей цифровых и офсетных типографий, и энергично представил преимущества «цифры».

«Мировая цифровизация всего рынка печати составляет не более 5%, но стремительно растёт. Основной рост в цифровой печати происходил за счёт новичков, но на рынке этикетки у нас всё несколько иначе. Я не знаю ни одного производителя этикетки, который вышел бы на рынок с цифровой машиной с нуля. Как правило, это всё традиционные флексопроизводства, которые поняли, что рынок меняется, и стали делать ставку на цифру. Все цифровые машины для ролевой этикетки в России были поставлены в классические флексотипографии. Так что, отвечая на основной вопрос мероприятия, я скажу: конечно, и офсет идёт в цифру, и упаковка.

Вспомним, 15 лет назад офсет B3-формата был у всех, сегодня цифра его практически победила. Сколько потребуется времени, чтобы то же произошло с B2? Может быть, 5 или 10. Но это произойдёт! Скорее всего, это будет уже не тонерная печать, а струйные технологии. Офсетные производства в этом формате, конечно, останутся, но им придётся значительно потесниться.

Помимо наших востребованных машин для печати коммерческой полиграфии и этикетки, на drupa мы представили технологию MGI для цифрового 3D-лакирования и фольгирования, которая может дать вам очень хорошую добавленную стоимость.

Говоря о совмещении цифры и офсета в рамках одного производства, хочу сказать о нашем новом решении IQ — модуле управления цветом, который позволяет автоматически настраивать машину за 15 минут и производить оттиски идентичные, к примеру, офсетным образцам.

И в заключение скажу, что лет десять назад у меня было офсетное производство, на котором была своя цифра, поэтому я хорошо понимаю все проблемы и требования типографий».

Голубой океан Кувшинова

Михаил Кувшинов («НИССА Центрум») озвучил известную «стратегию голубого океана» и призвал всех выходить в эти чистые воды, именно там находятся деньги. И как одну из таких прорывных зон обозначил как раз таки ролевую этикетку, согласившись с коллегой из «Коника Минольта», не преминув тем не менее упомянуть две российских инсталляции HP Idigo формата 70×100 (это говоря о большом формате).

Кувшинов раскрыл тезис: большинство «цифровиков» работает в «красном океане», где бизнес имеет высокую конкурентную среду, в то время как рядом есть «голубой океан» с морем возможностей и свободными нишами. И многие уже вышли в это пространство — в России установлено 36 упаковочно-этикеточных машин HP Indigo, и 9 из них стоят в одной и 4 в других типографиях в Петербурге, это треть этого рынка. «Один из наших клиентов нашёл такую нишу и вышел на такого клиента, как «Конфаэль», это компания, которая производит подарочный шоколад. В 2015 году они выросли на 26%, а в 2016 — на 411%. И Наталья Старкина, директор «Конфаэль» по маркетингу, во многом связывает этот факт с тем, насколько они смогли изменить упаковку. Они сумели сделать так, что их продукт стал крайне существенно отличаться от всех других».

Взвешенные решения

Руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЯМ Интернешнл» Арик Петросян обратил внимание участников встречи, что, судя по поставкам расходных материалов, ощутимого снижения объёмов офсетной печати не наблюдается.

«Наша позиция заключается в стратегическом партнёрстве с японским производителем Komori. Мы продвигаем на рынке офсетные и цифровые (формата B2) машины этого производителя. Считаем, что никакого спора между цифрой и офсетом нет. Есть точки соприкосновения по тиражу и цене, и цифра на пятисотом оттиске догоняет офсет. В прямой зависимости от запросов своих заказчиков и от тенденций на рынке офсетчики будут покупать цифровые машины, а цифровики, которые дорастут в своих потребностях до больших тиражей, офсетные или гибридные машины, в том числе рулонные. Всё будет зависеть от запросов их потребителей.

Видение «ЯМ Интернешнл» идеальной типографии таково: это как минимум одна офсетная печатная машина, одна цифровая машина формата B2 и как неотъемлемая часть этого симбиоза — workflow, распределяющий между ними тиражи с максимальной эффективностью».

Про автоматизацию и обмен опытом

Директор «МТинвест» Янина Овсянникова отметила важность автоматизации управления производством и пригласила принять участие в осеннем Future Book Forum, который организует компания Canon.

Директор NISSA OFFITEC Александр Броневицкий отметил важность для эффективности полиграфического предприятия послепечатного оборудования и пригласил в качестве от лица компании-спонсора присоединиться к поездке в Венгрию, где находится несколько производств поставщиков послепечатных решений, в частности Duplo. Визит планируется во второй половине марта этого года.


Фото © ivanovmedia.ru


Вместо итогов

Один из докладчиков пошутил: «В зале, как обычно, одни поставщики собрались?» А один из участников заметил, что мероприятие было сильно похоже на вечеринку спид-дейтинг. Мне же оно напомнило нечто среднее между партийным съездом и быстрыми шахматами. Клуб всё же предполагает дискуссию, а именно она так и не состоялась. Но как опыт такой формат, безусловно, был интересен, и общение в кулуарах, без сомнения, было востребовано и полезно. Возможно, для столь большого количества участников необходимо было запланировать больше времени для выступлений, обсуждений и неформальных переговоров. Вот и Максим Румянцев признал в своём блоге: «В общем, баттл провалился. Хочется кого-то в этом провале обвинить. Ужасно хочется! Но есть правило: кого-то обвинил – сразу проиграл. Автоматически».

Но, несомненно, заряд бодрости от поставщиков и коллег, а также полезные выводы сделал каждый. Тот же Румянцев такой: «Какие выводы? Полиграфический рынок, как ни странно, растёт. Тиражи падают, а номенклатура расширяется опережающими темпами. За последний год, в том числе. В основном, за счёт рынка упаковки. Вторым за ним мчится цифровой рынок. В ближайшие годы будет рост отрасли и в мире, и в России. Старые бизнес-модели буксуют. Нужно искать лагуны в «голубом океане»: формировать самим новые рынки, придумывать оригинальные продукты, модели, копать в глубину – и искать там золотые слитки. Немногие на это готовы. Кто готов из офсетчиков отправиться в поисках клондайка — им есть резон формировать композицию офсетной и цифровой технологий. Бороться и искать, совершать ошибки, находить решения и не сдаваться».

В заключительном слове Александр Иванов сделал объявление о проведении в конце февраля конференции «Автоматизация продаж и производств: типографии и разработчики». На конференции запланированы выступления разработчиков и поставщиков программного обеспечения, специалистов по продажам в цифровой печати и руководителей типографий.

Александр Шмаков,
фото © журнал «Полиграфия Петербурга», 2018 (кроме помеченных отдельно).