Перейти к содержимому
Главная страница

Гарвардская библиотека самых редких цветов в мире

05-the-rarest-colors-in-the-harvard-pigment-library

Сегодня для нас доступны любые цвета, которые только можно вообразить. Мы можем рассматривать образцы краски в строительных магазинах, листать альбомы с образцами Pantone и играть с помощью селектора цвета, который присутствует во многих компьютерных программах, пока не получим желаемый оттенок. Но вернитесь всего на несколько столетий назад и вы обнаружите, что один единственный цвет мог стать причиной похода к месторождению полезных ископаемых в отдалённом Афганистане, как это было в случае с ляпис-лазуритом, камнем, ценящимся за его уникальный синий оттенок, что в средние века делало его более ценным, чем золото.

В числе самых необычных красок из легендарной Гарвардской библиотеки пигментов – ядовитые металлы и экстракты из жуков и мумий.

История пигментов берёт начало в доисторические времена, но многое из того, что мы знаем о том, как они соотносятся с миром искусства, стало известно благодаря Эдварду Форбсу, историку и директору Художественного музея Фогга в Гарвардском университете с 1909 по 1944 год. Форбс путешествовал по всему миру, собирая пигменты для определения подлинности классических картин.

С годами коллекция пигментов Forbes (то, как его коллекция стала известна миру) расширилась более чем до 2500 различных видов, каждый из которых сопровождался обширной историей происхождения, производства и применения.

Сегодня коллекция используется для научного анализа, предоставляя стандартные пигменты для сравнения с неизвестными, и за последние 10 лет Нарайан Хандекар (директор Центра консервации и технических исследований в Гарварде и хранитель коллекции) дополнил её современными пигментами, чтобы иметь возможность лучше анализировать искусство 20-го века и современное искусство.

Многое изменилось в мире искусства с тех пор как художники получали материалы от «людей цвета», colormen – так тогда называли торговцев красками и пигментами. Коммерциализация производства красок изменила этот процесс. «Художники сегодня пойдут на что угодно, чтобы реализовать идею, которая находится у них в голове, в физической форме», – говорит Хандекар. «Это могут быть кусочки пластика. Это могут быть консервные банки. Это может быть что угодно. Мы должны быть в состоянии идентифицировать множество различных материалов, которые производятся промышленным путем, наравне с теми, которые производятся специально для живописи».

Пигменты в коллекции Forbes собраны со всего света и некоторые из них хранятся в оригинальных стеклянных контейнерах.

То, как он описывает свои исследования и каталогизацию пигментов, напоминает детективную работу. «Мы используем наши инструменты так же, как это делают судебные эксперты, – говорит Хандекар. «Мы изучаем и выясняем, всё что можем о ключевых соединениях, которые расскажут нам о происхождении материала». Но вместо таких инструментов, как анализ ДНК, команда ученых использует такие методы, как Рамановская спектроскопия, спектрометрия масс, газовая хроматография и электронная микроскопия для определения точного химического состава пигмента.

Коллекция материалов Штраусовского центра консервации и технических исследований включает в себя впечатляющий набор пигментов, которые помогают в исследованиях и консервационных работах.

К примеру, их работа сыграла важную роль в доказательстве того, что картина Джексона Поллока, вновь обнаруженная в 2007 году, на самом деле была подделкой – пигментный анализ показал, что определённая красная краска впервые была изготовлена спустя 20 лет после смерти художника. Цвет «красный 254» был побочным продуктом химической реакции, впервые зарегистрированной в 1974 году. Его также прозвали «Красный Феррари».


«У каждого пигмента есть своя история», – говорит Хандекар. Задумавшись об этом, мы попросили его поделиться рассказами о 10 самых редких и интересных пигментах в коллекции Forbes.


Синтетический ультрамарин
«Он был получен в 1826 году в результате конкурса. В каком-то смысле это было схоже с открытием алхимического способа получения золота, поскольку художникам больше не нужно было покупать природный ультрамарин за огромные деньги».

Коричневая мумия
«Этот коричневый материал извлекался из полотен, которыми были обёрнуты египетские мумии. Это очень странный вид пигмента, но я должен сказать, что он был очень популярен в 18-м и 19-м веках».

Цезальпиния или Brazilwood
«Цезальпиния – любое из нескольких тропических деревьев рода Цезальпиния. Её жесткая красного цвета древесина в ограниченном количестве применяется для изготовления скрипок, луков, шпона и высококачественной мебели. Древесина содержит краситель Бразилин, который дает цвета от темно-красного до коричневатого. Краситель Brazilwood использовался для текстильных и кожаных красителей, чернил, красок, лаковых оттенков и древесных красителей».

Кверцитрон
«Желтый растительный краситель кверцитрон извлекается из чёрной или тёмно-коричневой коры чёрного дуба Quercus velutina (Дуб бархатный), который произрастает в восточной и средне-западной частях Соединенных Штатов».

Аннатто
«Аннатто – небольшое дерево, Bixa orellana, уроженец Центральной и Южной Америки – производит аннатто, натуральный оранжевый краситель. Семена растения находятся в плодах-коробочках, окружённые ярко-красной мякотью. В настоящее время аннатто используется для окрашивания сливочного масла, сыра и косметики».

Лазурит (ляпис-лазурь)
«Люди добывали его в Афганистане, отправляли через всю Европу, и он был дороже золота, так что на таможне он проходил отдельной статьёй».

Драконья кровь
«Это отличное название, но оно не от драконов. Это ярко красный пигмент из смолы ротанговой пальмы».

Кошениль
«Этот красный краситель получается из раздавленных жуков, и используется в косметике и пищевых продуктах».

Жёлтый кадмий
«Желтый кадмий вошёл в оборот в середине 19 века. Это ярко-желтый пигмент, который использовали многие импрессионисты. Кадмий – тяжелый металл, очень токсичный. В начале 20-го века был открыт красный кадмий. Вы найдёте эти пигменты, используемые в промышленных процессах. До 1970-х годов в кирпичиках конструктора Lego использовался пигмент кадмия».

Изумрудная зелень
«Она производится из ацетата меди. У нас была картина Ван Гога с ярко-зелёным фоном, который был идентифицирован как изумрудно-зеленый. Пигментам, используемым для художественных целей, могут найти применение и в других областях. Изумрудно-зеленый пигмент использовался в качестве инсектицида (химический препарат для уничтожения вредных насекомых), и вы можете часто видеть его на старой древесине, которая долго была в земле, к примеру, на железнодорожных шпалах».

Текст: Diana Budds, CO.DESIGN
Фото: сотрудники Гарвардской библиотеки пигментов
Перевод: А.А. Шмаков, менеджер типографии «НП-Принт»