В 2016 году в России было зарегистрировано 2149 печатных СМИ, в т.ч. 1199 журналов, 897 газет, 34 сборника, 12 бюллетеней, 7 альманахов.
Об этом сообщил Союз издателей «НАИ» со ссылкой на данные Роскомнадзора. Эта информация принципиально важна, и не столько как аргумент в нашем споре с «похоронной командой», уже второй десяток лет заявляющей о скорой смерти печатных СМИ, а как успокоительная новость для самих издателей в их борьбе с кризисом.
Конечно, на российском издательском рынке проблем очень много. Резко дорожает полиграфическая бумага, растёт стоимость типографских услуг, повышаются цены на электроэнергию и топливо. Большой проблемой являются задержки с выплатами за продажи печатной продукции по вине распространителей. Напомню, к примеру, что в ритейле выплаты за продажи прессы в большинстве случаев начинаются через 120 банковских дней. И это безобразие никак не удается устранить через поправки к закону «О торговле».
Словом, проблем много, и мы с интенсивностью примерно один раз в неделю получаем информацию о закрытии печатных СМИ или целых издательских домов. Вот почему так важен позитив, который может изменить пессимистичные настроения в издательском сообществе.
Данные Роскомнадзора, о которых говорилось выше, свидетельствуют, что новые печатные СМИ в текущем году регистрировались во всех регионах РФ, представляют всю тематическую палитру и рассчитаны на самую разную аудиторию.
<…>
В заключение хотел бы со всей определенностью заявить, что сегодня умирают только плохие газеты и журналы, т.е. те, на которые упал спрос читателей и рекламодателей, чьи доходы стали стремительно падать до нуля.
По оценкам экспертов АРПП, сегодня срок жизни печатных СМИ в среднем составляет 5 лет. Это в том случае, если у издания отсутствует обновление и не применяются новые маркетинговые ходы по укреплению своих позиций на рынке. Кроме того, «замшелые» газеты и журналы не способны эффективно взаимодействовать с «цифрой» и обеспечивать симбиоз печатной и электронной версий своих изданий.
Если современный издатель не знает, что такое «концепция 360 градусов» в деятельности редакции, ему дорога на свалку. Медиаиндустрия стремительно движется вперед, а те, кто за ней не успевает, должны менять профиль своей деятельности. Например, идти на преподавательскую работу.
Александр Оськин, АРПП