Перейти к содержимому
Главная страница

О юбилеях книжного мира и перспективах медиасферы

apostol

В январе 2014-го, в юбилейный для Российской национальной библиотеки год, вышел первый номер журнала «Национальная библиотека». Его шеф-редактором стал Андрей Антоненко, известный в полиграфической отрасли специалист, возглавлявший в своё время газету «Печатное дело», ныне заведующий отделом истории библиотечного дела РНБ. Мы попросили его рассказать об издании, которое, без сомнения, будет интересно специалистам, коллекционерам и всем энтузиастам книжного дела.

2014 год очень щедр на юбилеи в сфере российского книжного и печатного дела. Непосредственно в книгопечатании это 450-летие выхода первой книги Ивана Фёдорова и его помощника Петра Мстиславца «Деяния апостольские», более известной как просто «Апостол». Это первая (из известных на сегодняшний день) точно датированная русская печатная книга, вышедшая из типографии 1 марта 1564 года. Есть и более ранние издания, которые относят приблизительно к 1553–1555 годам, но о них мы не можем сказать почти ничего определённого — где печатались, кем и когда именно. Поэтому официальной юбилейной датой остаётся 1564 год.

Правда, российские полиграфисты всё же сумели «от­жать» один год, избрав для своего профессионального праздника годовщину не завершения, а начала работы над «Апостолом». Именно тот день, 19 апреля, когда под руководством Ивана Фёдорова начал работать в 1563 году московский «Печатный двор», был официально объявлен прошлой осенью Днём российской полиграфии. Этому предшествовали несколько лет, потраченных на отстаивание своего права на профессиональный праздник. У нас уже был до этого День советской печати 5 мая (первый выход газеты «Правда», 1912), День российской печати 13 января (первый выход газеты «Ведомости», 1703) и День петербургской печати 11 мая (первый выход газеты «Ведомости» в Петербурге, 1711). Однако это были праздники в первую очередь журналистов, а не печатников.

В меньшей мере это относится к нашему региональному дню, когда не просто вышла первая газета, а начала работать первая Санкт-Петербургская типография. Очень скоро работа печатных станков в Петербурге принесла свои плоды, и уже в 1714 году в Петербурге появились первая книжная лавка и первая библиотека, известная далее и поныне как БАН — Библиотека академии наук. Поэтому в 2014 году мы отмечаем 300-летие петербургской книжной торговли и библиотечного дела. Ну а двести лет тому назад, в январе 1814 года, открыла свои двери для первых читателей и Императорская Публичная (ныне Российская национальная) библиотека — первое в России общедоступное и общенациональное книгохранилище. Сегодня здесь более 37 млн изданий — это одна из крупнейших (по величине фонда) библиотек в мире и вторая в России, но первая и в России, и в мире по полноте собрания изданий на русском языке и книг о России.

antonenko_aКнижный мир
Я всю жизнь занимаюсь изучением явлений, связанных с книжной культурой и печатным делом. В том числе обучался в аспирантуре по кафедре библиографии и книговедения Санкт-Петербургского университета культуры, работал в библиотеке, информационном агентстве, издательстве, занимался рекламой полного цикла, полиграфическими услугами в первой в городе цифровой типографии, графическим дизайном, фотографией и журналистикой. Даже оставшись на полгода без работы, удалось использовать это время для повышения квалификации, что немедленно пригодилось для работы в газете «Печатное дело». Выходя за узкие рамки собственно полиграфии, мы пытались, помимо прочего, ежеквартально выпускать с газетой приложение-вкладку «Печатное слово» — о взаимодействии издателей и полиграфистов.


NB_jourmal

В новом проекте «Национальная библиотека» меня особенно привлекло намерение учредителя, администрации РНБ, сделать журнал не об отдельно взятой библиотеке и не только о библиотечном деле. Поэтому я определяю направление журнала так: отраслевое профессиональное издание, посвящённое национальным проблемам книжной культуры и обращения печатной продукции.

Журнал адресован всему книжному сообществу, включая профессионалов в сфере библиотечного, издательского и типографского дела, искусства книги, печатной графики и графического дизайна, медиасреды и информационных технологий, других смежных областей, а также активистов организаций и обществ, обслуживающих книжное дело, науку, литературу, искусство.

Под «национальной библиотекой» мы понимаем весь репертуар отечественной печати от начала книгопечатания и все памятники письменности от возникновения отечественной грамоты до наших дней и несколько далее. В том смысле, что изучение истории остаётся чисто академическим занятием до тех пор, пока исследователь не осмеливается на экстраполяцию полученных результатов в будущее и составление форсайт-прогнозов. Но как только мы берём на себя риск предвидеть и говорить: «Я знаю, что будет дальше» и «Я знаю, как надо действовать», исторические штудии незамедлительно становятся актуальным прикладным знанием.


Медиасфера
У нас на глазах произошла очередная технологическая революция, в результате которой предсказывают скорую гибель традиционного книжного мира и книжной культуры. Но дело в том, что фундамент нынешнего прорыва в новую информационную реальность был заложен именно благодаря изобретению письменности и печати как способов фиксации и переноса информации. Изменилась только скорость ретрансляции, внешние формы, но не суть, которая заключается в том, что и в новой информационной среде (медиа­сфере) получение требуемой информации невозможно без участия посредника-медиума, который оказывается так же важен, как передаваемое им сообщение. Именно так надо понимать заявление Маршалла Маклюэна «Media is the Messаge»: не бывает передачи без передатчика, вести без вестника, посылки без посыльного.

Полный жизненный цикл печатной продукции включает в себя много посредников на пути от автора к читателю, в том числе и специализированные учреждения, предназначенные для сбора, обработки, систематизации, хранения и предоставления пользователям опубликованных материалов, то есть библиотеки. Когда книга была поначалу устной, путь к слушателю состоял из единственного промежуточного звена — рассказчика (которым мог быть сам автор). Потом книга стала рукописной, а маршрут от автора к читателю удлинился, на пути книги появились переписчик и библиотека. Потом появилась печать и печатная продукция, которая с каждым веком становилась всё разнообразнее. Посредниками между автором и читателем книги на стадии печатного слова остались библиотеки и сменившие писцов печатники со своим типографским оборудованием. Потом появилось множество других смежных профессий: издательства и издатели, редакции и редакторы, дизайнеры-графики, верстальщики и специалисты препресса, книжные магазины и библиотечные коллекторы. С наступлением цифровой эпохи распределение ролей в книжном мире вновь стало меняться, что болезненно воспринимается участниками процесса.

Можно предположить, что впоследствии эпоха рукописной книги и доцифровой (аналоговой) печати будут оцениваться нашими потомками как эмбриональная стадия развития книжного и печатного дела. А наших современников станут воспринимать как первооткрывателей и первопроходцев нового информационного космоса — медиасферы. Если в первой половине ХХ века зародилось довольно абстрактное представление о коллективном разуме человечества — ноосфере, то сегодня к единой информационной сфере Земли можно подключиться уже вполне материально. Счёт устройств, пригодных для чтения электронных публикаций, уже идёт на миллиарды, в частности и у россиян имеются более ста миллионов ноутбуков, букридеров, планшетов, смартфонов и просто компьютеров.

Перспективы
Вероятно, уже в самом ближайшем будущем каждый человек будет постоянно иметь при себе компактный складной гаджет размером с паспорт, выполняющий функции удостоверения личности, кошелька, коммуникатора, букридера, планшета и ноутбука, а также любых других ныне существующих устройств. Также нетрудно предположить, что в любой точке мирового пространства будет обеспечен сетевой доступ к любым необходимым источникам информации, в том числе и к старым печатным изданиям — книгам и периодике. Как сказал идеолог цифровой печати Бенни Ланда, всё, что может быть цифровым, станет цифровым.

При помощи того же устройства можно будет создавать и публиковать в сети собственные книги и периодические издания, также находясь при этом в любой точке пространства. Цифровые технологии в издательском деле влияют роковым образом и на состояние традиционного документопотока. Перспектива здесь — быстрый рост числа изданий и падение тиражей, перенос в интернет размещения заказов на печать и распространения изданий, ещё более быстрый рост регионального книгоиздания и региональной печати.

Следствием этого станет неконтролируемый рост числа печатных и электронных изданий и издателей. Любой Робинзон Крузо сможет выпускать свою газету «Пятница», хоть семь раз в неделю. А чтобы труды авторов не пропали без вести, получили максимальную аудиторию и в дальнейшем оставались доступны, требуется сетевая организация электронного учёта и хранения. И это дело в первую очередь для библиотек. Недаром сегодня слово «библиотека» гораздо популярнее и чаще употребляется среди пользователей сети, чем за пределами интернета.

Однако перспективы библиотек приходится отстаивать в непрерывной полемике с властными структурами, с общественным мнением и с той частью книжной элиты, которая стоит на страже своего понимания книжных традиций. Редакция журнала «Национальная библиотека» видит свою задачу как в сохранении книжности в России и в мире, так и в изучении перспектив, путей и средств развития книжного дела, продвижении инноваций, укреплении авторитета российского библиотечного сообщества и усилении влияния национальных библиотек в профессиональной среде и за её пределами. Приглашаю к сотрудничеству всех, кому небезразличны судьбы книжной культуры.

Андрей Антонеко